Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

«И здравствуй, век грядущий…»

Блинов Владимир Блинов Владимир — 01 января 2007

ЭПОХА

17 августа этого года исполняется 75 лет со дня начала работы Первого Всесоюзного съезда советских писателей. На нём был создан Союз советских писателей, что радикально изменило ситуацию в отечественной литературе. Конечно, трудно сравнивать события того времени с сегодняшними, но есть между ними и некоторое сходство. Как и теперь, писательское сообщество страдало тогда от разобщённости, вражды группировок, а литераторы – от социально-экономической незащищённости. Многие из этих проблем были решены, когда появилась единая писательская организация. Сегодня беседой с участницей исторического события Е. Хоринской мы начинаем цикл публикаций о Первом Всесоюзном съезде писателей и его роли в истории нашей словесности.

В эти дни общественность Екатеринбурга отмечает 100-летие со дня рождения известного поэта Елены Евгеньевны Хоринской, участницы Первого съезда Союза писателей СССР, автора многих книг для детей и взрослых. С юбиляром беседует собкор «ЛГ».

– Елена Евгеньевна, к вашему юбилею выпущены две книги – «Мои Январи» и «Я вспоминаю». Помню, как вы сокрушались, что не удаётся вместить в мемуары многие события, встречи… Хотелось бы начать наш разговор с того момента, как вы входили в литературу и, конечно, вспомнить о судьбоносном «Горьковском» съезде.

– Я в 16 лет окончила среднюю школу, земляки сочли, что я могу не только учиться сама, но и преподавать. Учила взрослых, бородатых сибиряков в Бурято-Монголии, в деревне Хасурта. С этой деревней я до сих пор связана. Однажды, в круглую дату, – телефонный звонок: с вами будет говорить Бурятия. Таёжная, далёкая Хасурта! И вдруг молодой голос: «Мы – дети ваших учеников».

Первые стихи ещё в школе писались. Это были, собственно говоря, не стихи, а рифмованные заметки на злободневные темы. Для газеты «Бурято-монгольская правда». Тем не менее как-то приобщалась к литературе. И вот в марте 1934 года проходит съезд писателей Бурято-Монголии. На нём утверждается делегация на Первый  съезд СП в Москву.

Конечно, это было просто чудо, что я, в общем, ещё девчонка, сельская учительница, попала в состав делегации. В неё входили старейший поэт Бурятии Дамбинова Салабонат-Оя, критик, литературовед Шанжи Ширафат и я. Товарищи эти погибли в годы репрессий. В Москве нас очень хорошо встречали.  Поэт Станислав Штандт, он как бы шефствовал над нами, и Бруно Ясенский. В общем, конечно, сразу голова закружилась. Ведь вокруг – писатели, которых я только по именам знала и не многих читала, там, в деревне.

На съезде встретилась с поэтом Верой Михайловной Инбер, стихи которой очень любила. Даже написала ей письмо. Она ответила, у нас завязалась переписка – и вот мы встречаемся! А рядом со мной сидел рыжий-рыжий парень из Архангельска, это был Александр Яшин. А вот молодые, но уже известные – поэты Жаров, Безыменский… И более солидные – Алексей Толстой, Фадеев. Познакомилась с поэтом Яковом Шведовым.

Съезд открыл Горький, он делал доклад большой, а дальше шли содоклады о поэзии, о драматургии. Чуть ли не сразу после доклада Горького был содоклад Маршака о детской литературе. Он требовал внимания к творчеству детских писателей, говорил, что дети – это самые главные читатели. Взрослые могут читать от случая к случаю, а дети – ежедневно. Поэтому для них нужно работать особенно ответственно.

– В стенограмме Первого съезда упоминается доклад Николая Ивановича Бухарина, как нечто самостоятельное и выделяющееся среди других докладов.

– По его докладу поэты довольно резко выступали, и в заключительном слове Бухарин отвечал поэтам, отстаивал свои позиции. Он был очень интересным докладчиком, хорошо говорил.

Запомнилось и выступление в прениях уральского поэта Николая Куштума, с которым позднее, уже в Свердловске, мы подружились. Куштум позволил себе довольно смело дискутировать и с Бухариным, и с Жаровым. Он сказал: «Нам, уральцам, не надо навязывать темы, нам темы сама жизнь подсказывает».

– Наверное, в вашей памяти живут и какие-то другие яркие эпизоды, связанные с Москвой 30-х годов?

– Ну, конечно. Я приехала из деревни, и всё казалось совершенно роскошным. Необычайный праздник, множество цветов и такое внимание к нам. Обедали в лучшем ресторане, недалеко от Колонного зала Дома союзов. Всё было очень здорово. Можно было в любое время взять машину и ехать куда угодно. Сидят такие нарядные девушки-секретарши, и – целая коллекция билетов в любые театры. Я ходила в Большой, слушала Козловского и Лемешева. Тогда москвичи были очень душевные, с таким вниманием относились к съезду. Было много встреч с делегатами на предприятиях, в библиотеках.

– Сейчас бытует и такое мнение, что Союз писателей был нужен Сталину как идеологическая организация, своеобразная резервация. Была ли польза от такого объединения?

– Это абсолютно неверные разговоры о союзе как о каком-то насильственном сборище. Он объединил столько разных организаций – ведь были Российская организация пролетарских писателей, Всесоюзная организация колхозных писателей и так далее, все эти разрозненные группы, группки, кружки. И нужно было прекратить всю эту грызню, думать о судьбе литературы. Судьба эта решалась всерьёз.

Говорят, что Сталин дал писателям кусок пирога, чтобы они были более преданными... Это, конечно, упрощение. Хотя о писателях заботились. В нашем Доме писателя в Свердловске, куда я приехала в 1935 году, были и ковровые дорожки, шахматная комната, а по лестнице со второго этажа спускались в неплохой ресторан. Там и артисты обедали, и писатели. Была уникальная библиотека, где занимались участники литобъединения.

Союз писателей давал многое в плане учёбы, в выходе книг. Недавно отмечал юбилей Литературный институт, где я училась на заочном отделении. Разве он работает не на базе мастер-классов, проводимых опытными мастерами Союза писателей? Вот и у нас, на Урале, возникло подобное литературное образование.

Недели детской книги, забота о племени младом, шефские выступления в воинских частях, творческие вечера на заводах, в библиотеках по линии Бюро пропаганды и общества «Знание», совещания молодых, работа и отдых во многих домах творчества, общение в писательской среде… А такая мощная когда-то организация, как Литфонд, и её материальная поддержка! Всё-всё это – родной Союз писателей.

Но из песни слова не выкинешь. Были и халтурщики, и лизоблюды. Была и жёсткая цензура. Были и репрессии. Если бы я не уехала из Бурятии в 1935 году, то, кто знает, что бы со мною было. Потому что в маленьких республиках репрессии проходили ещё страшнее. Там всё было на виду. Все писатели, которых я назвала, погибли. А я же дружила с ними, и мне была бы приписана связь с врагами народа. Помню я и «чёрный ворон», эту страшную машину… ночью каждый стук, каждый звук… напряжение, а потом облегчение, что миновало, слава богу. То же приходилось переживать даже нашему классику Павлу Петровичу Бажову, когда одно время он попал в опалу.

В общем, нельзя всё красить одной краской. Как писала мой друг Людмила Татьяничева: «Были и чёрные вороны, были и белые лебеди».

– Елена Евгеньевна, как вам видится будущее писательского Союза?

– Я вступала в СП СССР. В нём и остаюсь. Сейчас у меня есть и билет члена СП России. Это какая-то нелепость, что в начале 90-х годов писатели начали разбегаться по разным не только комнатам, но и «баррикадам». Одни мои друзья-фронтовики засели в одной комнате, другие – в своей, альтернативной. Может быть, в Москве был в этом какой-то резон, что-то делили, но у нас-то что было делить?!

Слава богу, помирились. Особенно с созданием Ассоциации писателей Урала, на счету которой много славных и полезных дел.

Неспокойно и в Союзе художников, скандал у киношников… Собрались бы мудрейшие из существующих писательских союзов (без руководителей) и решили: хватит бузить, во имя литературы, творчества, издательской деятельности, во имя будущих поколений – пора сообща, в одном союзе решать все насущные вопросы.

Не исключено, и сверху укажут: хотите поддержки государства, объединитесь в единую структуру и не тяните одеяло каждый в свою сторону. Правильно недавно высказался сопредседатель Союза российских писателей В.П. Лукьянин: «Почему существуют два писательских союза? У нас что, разве две русских литературы?»

– Как вы много работаете, участвуете в общественных делах, откуда вы черпаете новые темы для стихотворений?

– У меня есть друзья, надёжные помощники и помощницы, спасибо им. А темы, как сказал когда-то Куштум, преподносит сама жизнь.

– В вашей книге «Прощай, мой век», есть такие строки:

Прощай, мой друг, прощай, мой век, навек.
Пусть новый будет и светлей, и лучше.
Прощай, мой друг… Кружит летящий снег…
Прощай, мой век. И здравствуй, век грядущий!

Эти строки не только о сложном, драматическом, трагическом и прекрасном ХХ веке, но и о веке вашем. И мы, писатели, ваши друзья, желаем вам здравствовать и творить в веке грядущем.

– Важно, если доживать до такого возраста, иметь возможность ещё работать, быть в центре событий, общаться с друзьями, с читателями – тогда стоит жить-доживать. То, что мне это удалось, – большое счастье.

Беседу вёл Владимир БЛИНОВ, ЕКАТЕРИНБУРГ

Владимир Блинов

Родился в 1938 году. Окончил Уральский политехн...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Александр Межиров: «Что ж ты плачешь, старая развалина…»

27.09.2023

Непрекращающийся разговор

26.09.2023

Заглушите мотор

22.09.2023

Уйти за пределы кадра

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты