Если бы лет пятьдесят назад Нинель Семёновне ИГОШИНОЙ сказали, что она станет художником и поэтом, она бы просто рассмеялась в ответ. Да, она пробовала, как и многие, писать стихи в юности, но сама понимала, что это несерьёзно. Наверное, и то, что будет так влюблена в город, в котором прожила больше 70 лет, она тоже предположить не могла.
Почётный ветеран Подмосковья Нинель Семёновна Игошина в Красногорске знает каждый дом, каждый переулок, все его достопримечательности и проблемы:
Я уже не увижу, как он станет столицей,
А угодья раскупят богатые лица.
Красногорье моё, ты – одна из жемчужин.
Говорят, Лохин остров под коттеджи раскуплен!
О Николо-Урюпине страстно мечтают,
А пока Белый домик и дворец погибают.
Я к возмездью взываю и пишу очень гневно,
Потому что безумно я люблю эту землю.
Осень жизни для Нинель Семёновны расцвечена самыми яркими красками. Именно сейчас, вырастив двоих дочерей (одна из них – приёмная), отдав любимому делу почти 50 лет, пережив смерть самых близких людей – матери, отца, мужа, преодолев болезни, она находится в самом центре общественной жизни города и района. Она пишет стихи и картины, работает в Совете ветеранов, занимается изданием книг и краеведением и успевает ещё уделять время внукам и правнуку. И такой насыщенной творческой жизнью она живёт уже 10 лет. Она благодарна судьбе и председателю районного Совета ветеранов Марии Ефимовне Кузнецовой, которая буквально вытащила Нинель Семёновну из больницы и вернула ей радость и смысл жизни.
– С одной стороны, у меня очень короткая биография, – рассказывает Нинель Семёновна, – а с другой – очень длинная. Родилась я в Симферополе. Мой отец – Семён Яковлевич Нудэль в 1932 году, мне тогда было всего 4 года, был направлен в местечко Баньки главным врачом больницы. В то время города ещё не было, существовал только посёлок. И с тех пор вся моя жизнь неразрывно связана с Красногорском. Многие приезжают, уезжают, но мне никогда не приходила в голову даже мысль покинуть этот прекрасный город. Я восхищаюсь им, вместе с ним росла и взрослела, здесь родились моя дочь, внуки и правнук. И поэтому я так близко к сердцу принимаю все его проблемы. А ещё большая часть моей жизни связана со школой ‹ 1, в которой я не только училась, но и работала, и здесь же училась моя дочь. Только во время Великой Отечественной войны мы были вынуждены покинуть Красногорск. Два года я училась в Сибири, где мама работала в госпитале. И я помогала ухаживать за ранеными в городе Мариинске. Что любопытно, туда была сослана в лагерь Наталья Сац. Я впоследствии в её новеллах об этом прочла. Свою будущую любимую профессию я выбрала совершенно случайно. Окончив школу, не знала, куда пойти учиться. И послушав совета, который мне дали в Союзе писателей, когда я пришла туда показать свои стихи, поступила на биофак Московского областного педагогического института. Как показала моя дальнейшая жизнь, не ошиблась. Я была очень увлечённым биологом и смогла увлечь своих учеников. У нас были и грядки, и теплицы, и опытные участки.
– Нинель Семёновна, сейчас вы известны в городе как руководитель литобъединения, поэт и живописец. Неужели, действительно, только на пенсии проявились ваши таланты?
– Да, это, действительно, так. У меня был сложный период в жизни, когда дома все болели. Да и я сама начала терять слух. Как-то всё было трудно и безрадостно. К счастью, мне сделали удачную операцию, и слух восстановился. После этого и стихи у меня более серьёзные пошли. Особенно это проявилось, когда я пришла работать в Совет ветеранов. Стихи и картины стали неотъемлемой и очень важной частью моей жизни. Самой это удивительно. Я иногда думаю: мои родители и муж ушли и не узнали, что я могу писать стихи и картины, что у меня выходят книги и проводятся персональные выставки. Хотя поэтом я себя не считаю. Один литературный деятель мне как-то сказал: «Нинель Семёновна, у вас неплохие стихи, но картины – лучше». Но мне лестно, что настоящий поэт Владимир Кириллов, автор «Песни о красногорцах», похвалил моё стихотворение «Кариатида». А филолог Людмила Терёхина сказала, что у меня лучше получаются детские стихи. У меня, кстати сказать, их немало, и я даже выпустила сборник детских стихов. Рисовать же я стала во многом благодаря замечательному скульптору, участнику войны, орденоносцу Иннокентию Григорьевичу Белькову. Я как-то показала ему свои рисунки. И он мне сказал: «Ты умеешь рисовать». Он многому меня научил, я ведь тогда не знала даже, как краски разбавлять.
– Какие темы вам ближе всего?
– Природа, любимый город, собственные переживания. Я даже поэму написала «Чёрная шелковица» о том, как деда с бабкой убивали в Алуште. А в живописи больше всего люблю писать цветы, натюрморты и, конечно, пейзажи – виды нашего Красногорска и его окрестностей.
– Ваши картины можно увидеть на многих выставках в городе и в частных коллекциях. Когда вы всё успеваете?
– На этот вопрос я отвечу стихами:
Ещё пишу стихи, уже пишу картины.
Стараюсь подсинить кудрявые седины.
Стараюсь не ходить усталою походкой.
Напрасно для людей стараюсь быть молодкой.
Ведь жизнь не обойти, не обмануть природу,
И не прибавить сил, и не убавить годы…
А для себя опять, опять пишу картины.
Стихи мои плохи – достойны лишь корзины.
Раньше я слишком много времени уделяла семье и работе в школе. Заниматься творчеством не было возможностей. А сейчас я живу в любимом городе, я свободна, у меня есть крыша над головой, я общаюсь с интересными людьми, делаю то, что мне интересно и просит душа. Что ещё надо?! Я счастлива. Одно только огорчает, что дочь меня не понимает. Она считает, что я должна больше помогать своим родным. Внуки мои уже подросли, а с правнуком Артёмом я с удовольствием занимаюсь.
Вот уже десять лет Нинель Семёновна руководит клубом «В мире прекрасного» и литературным объединением «Звонкая строка» в районном Совете ветеранов, являясь душой и вдохновителем этих коллективов. Сколько интересных встреч, поездок, экскурсий, праздников было за эти годы организовано с её участием! Она подготовила уже семь поэтических сборников членов литобъединения «Город на Красной горе», по её инициативе издаётся серия «Поэзия «Звонкой строки». Она собрала песни и романсы о Красногорске, которые изданы отдельным сборникам, туда вошли и стихи самой Нинель Семёновны, положенные на музыку композитором Валентиной Медведевой.
Также она стала составителем сборника о своей родной школе, участвовала в издании многих других краеведческих сборников, публикует свои краеведческие статьи в периодических изданиях. При этом издательской деятельностью она тоже занялась уже на пенсии.
Её замечательные картины становятся подлинным украшением многих выставок. Только персональных за последнее время было пять. А всего Нинель Семёновна за эти годы написала более 600 работ. Причём она не останавливается на достигнутом, пробует себя в разных техниках. Предпочитая писать маслом, иногда создаёт изящные акварели. Картины художницы пользуются большой популярностью, особенно пейзажи с видами родного города. Одна из лучших работ – «Лохин остров», который хотят пустить под застройку. А сейчас Нинель Семёновна Игошина озабочена судьбой усадьбы Знаменское-Губайлово, которую она не раз изображала на своих полотнах.