Новые стандарты зовут к самосовершенствованию
Миссия провалилась?
Заканчивается третья четверть Года учителя, и по школьным правилам пора готовиться к выставлению оценок. Что же удалось сделать? Задумывался этот год с целью «формирования позитивного образа учителя средствами литературы и искусства, а также с помощью средств массовой информации», но как-то с самого начала не удался. Уже в январе нас оглушили сериалом «Школа», весьма своеобразно подправившим имидж педагога. Летом пришло сообщение, что зарплата педагогов больше не будет индексироваться в связи с инфляцией. И правильно. А то к нашим 50-тысячным ежемесячным доходам стали приглядываться не только молодёжь и мужчины – они потянулись в школы, весьма положительно повлияв на её работу, – но и значительная часть населения, разделяющая мнение: «учителя учат наших детей плохо, а деньги получают огромные».
Что там ещё хорошего для нас сделали? Внедрение новой системы оплаты труда отложили до окончания Года учителя. Вот когда её введут, шальные наши зарплаты присмиреют. О 18-часовых ставках придётся забыть – 36 часов будет нормой. За каждого ученика держаться будем зубами, препятствуя их переходу в колледжи, – каждая школа будет рассчитывать зарплату в соответствии с наполняемостью классов. Разные предметы оплачиваться будут по-разному – учителя рисования и музыки окончательно в изгоев превратятся. С оплатой каникул вообще ничего не ясно.
А ещё будем менять статус. С чем его едят, только предстоит разобраться. Опять море бумаг. Мне кажется, что этот бурный бумажный поток рассчитан как раз на то, чтобы школы изменили свою деятельность коренным образом и наконец-то перестали мучить знаниями наших детей. Будем оформлять статусы, отчитываться по различным предписаниям, готовить материалы на аттестацию, обсуждать ежемесячную зарплату, изучать все новые и новые нормативные документы… Юриста и экономиста у нас в штате нет, системного администратора и инженера для обеспечения нормальной работы компьютеров тоже нет…
Как-то бочком, потихоньку в этот знаменательный год протискиваются в школу новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Как заявлено в определении, Стандарты – это договор между школой и обществом. То есть общественный договор, включающий баланс взаимных обязательств и требований.
Новые Стандарты образования существенно отличаются от предыдущих. Одно из ярких отличий – это усиление роли духовно-нравственного развития и воспитания. Так, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области основ духовно-нравственной культуры народов России должны в частности отражать:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– осознание ценности человеческой жизни.
Первоклашка, поступай согласно своей совести!
Между прочим, эти требования предъявляются к учащимся начальной школы и являются не предположительными, а уже принятыми и утверждёнными приказом Министерства образования и науки. Но не кажется ли вам, что для 7–10-летнего ребёнка готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию, мягко говоря, недостижима?.. Ребёнку этого возраста познать бы, «что такое хорошо, а что такое плохо». Когда своей жизни не прошло и десяти лет, как оценить значение «нравственности, веры и религии в жизни человека и общества»? Хорошо, что требование поступать согласно своей совести упоминается на стадии становления. А уж осознание ценности человеческой жизни для детей, в психологии которых заложена, наоборот, игра со смертью, – невозможно представить в совершенном виде.
Опыт преподавания основ нравственности в нашей школе насчитывает 6 лет. И вот я, завуч, сижу на уроке в третьем классе. Тема сформулирована просто и без затей: «Почему нужно беречь время?» Учительница сначала напомнила, что Миша опоздал, и спросила, почему это нехорошо. Наперебой дети говорят правильные вещи о нарушении хода урока, о прерывании рассказа учителя, отвлечении внимания класса. Дальше перешли к чтению стихотворения о девочке-копуше. Посмеялись. Вспомнили сказку о потерянном времени Евгения Шварца. Вот тут-то и начались спотыкания: дальше утверждения, что время нельзя терять, дети не могут сдвинуться. Пошли от противного: а что мы не успеваем сделать, когда теряем время? Оказывается, без полезных дел становится скучно, а ещё бывает стыдно, что ты не научился делать то, чему научились другие. И… времени стало жалко.
Урок закончился, но тема будет продолжена на следующем занятии, когда дети поймут, что время необратимо вспять и потому требует бережного и ответственного отношения к себе. Согласитесь, в третьем классе об этом уже стоит задуматься, и девятилетний человек способен это понять. А вот какими должны быть уроки, на которых он будет нравственно совершенствоваться и духовно развиваться, я не очень представляю.
Мы шесть лет потратили на то, чтобы вместе с сотрудниками Института содержания и методов обучения РАО создать и опробовать учебники по основам этики для 1–9-х классов, и ещё не были уверены, что нашли правильное продолжение им в старшей школе, как наш эксперимент закрыли – воспитание и развитие должны происходить не на одном каком-то уроке, а всею школьною жизнью. Это, конечно, верно, но и существование наших уроков этики не противоречило этому утверждению: мы не ограничивали ими воспитательную работу в школе.
О концепции духовно-нравственного развития и воспитания в новых Стандартах стоит сказать отдельно. В ней формулируется понятие национального идеала:
«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Сказано о многом. Только о высокой нравственности – вскользь, а о миссии гражданина – очень весомо. И сразу об ответственности за настоящее и будущее.
Напомню, что Стандарты – это «общественный договор, включающий баланс взаимных обязательств и требований». К кому ещё, кроме школьников и учителей, предъявлены требования? Кто, кроме детей, в данном случае младших классов, облёкся обязательствами?
Садись, школа. Два
Зато в отношении способов контроля над выполнением школой требований Стандартов всё продумано:
– К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Можем с облегчением вздохнуть: оценку за качество осознания ценности жизни и степень духовного развития, равно как за патриотизм и гуманность, детям ставить не будут. А вот школе этой оценки не избежать. Мониторинговые исследования покажут, насколько успешно школа воспитывает и развивает вверенных ей граждан детского возраста. Будут ли сии выводы объективны? Сомневаюсь. Во время недавнего мониторинга нашей школы по тестам, предложенным Московским центром качества образования, педагогам предложили вопрос: «Считаете ли вы, что для успешной сдачи ЕГЭ требуются дополнительные занятия?» Наши учителя дружно сказали «да», имея в виду индивидуально-групповые занятия в рамках учебного плана. А инспектора обвинили нас в принуждении учеников к репетиторским занятиям. Соответственно школа получила предписание произвести какие-то действия против этого явления и представить отчёт о принятых мерах.
Меры против выявленных в ходе мониторингов нарушителей «общественного договора», то есть против школ и учителей, не выполнивших требования Стандартов, мягкими не назовёшь. По новым правилам аттестации будут раздаваться формулировки о «несоответствии квалификационной категории» и о «несоответствии должности» со всеми вытекающими последствиями, вплоть до увольнения.
В чём не откажешь всем новациям и инновациям, хлынувшим в школу, так это в логике и взаимосвязи: из невыполнения Стандартов вытекают низкие результаты обучения, из низких результатов обучения – низкий разряд учителя, далее низкая зарплата. В конце цепочки стоит то ли бюджет, то ли органы управления образованием, то ли сам министр образования – с радостным чувством сбережения денег налогоплательщиков. То, что система воспитания, при которой не очень удовлетворённые жизнью воспитатели должны будут внушать идеальные представления о ней ученикам, не смущает новаторов.
Стандартизация развития и воспитания неизбежно порождает проблему контроля над выполнением. А показатели качества с той же неизбежностью обратят наших детей и учителей в обездушенные статистические единицы, выражающиеся в конечном счёте в рублях. Вот они-то и будут мерилом патриотизма и нравственности нации.
, почётный работник общего образования РФ, МОСКВА
ПОСТСКРИПТУМ
Вообще-то в идее воспитания в ребёнке гражданина ничего плохого нет. Но вот вопрос: как быть с детьми элиты, которые, вместо того чтобы учиться осознавать «ответственность за настоящее и будущее страны», грызут гранит науки за границей, думая лишь о своём будущем?.. Как, вернувшись, пропустившие уроки любви к Отечеству будут любящими его руководить?
Впрочем, Стандарты – это, конечно, далеко не только воспитание. В первую очередь это знания. И в будущем государство намерено оплачивать лишь тот объём образовательных услуг, который вошёл в Стандарт, за остальное платить придётся самим. Так вот: устраивает ли нас, общество, этот объём?
Приглашаем к разговору педагогов и родителей. Кстати, последним настоятельно советуем ознакомиться с новыми стандартами. С 2011 года практически все школы начнут жить по новым правилам и кулаками махать будет уже поздно.
Ждём ваши мнения по адресу: mazurova@lgz.ru