Встреча с искусством графика и живописца из Махачкалы, члена Союза художников России Магомеда Даудова стала для меня своего рода откровением. Это случилось в феврале в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко на выставке, посвящённой 15-летию Южного отделения Российской академии художеств.
Работ было предостаточно, более ста, отдельные заслуживали и внимания, и высокой оценки, но меня поразила графика из Дагестана. Она среди торжественно-яркого разнообразия присутствовала скромно, особняком, но заметно. Сюжеты художника очень просты и в то же время невероятно пронзительны. В них есть какая-то вековая мудрость и совестливость, заставляющая нас порой стыдиться своей забывчивости.
Что поражает в этих листах? Конечно же, рисунок, выполненный виртуозно, технически безупречно, что прежде всего говорит о наставниках, огранивших самородка. Сам Магомед считает наставником народного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова, своего руководителя дипломного проекта в Дагестанском государственном педагогическом университете, который Даудов окончил в 2013 году, непревзойдённым мастером. Но был ещё и школьный учитель рисования Магомед Кабукуев в горном селе Гапшима, где наш герой в 1991 году появился на свет. И тогда мир заполучил будущего большого художника и человека, наделённого памятью предков.
Старики, молитва, древние памятники, заброшенные крепости, угасающее село для Магомеда этакая уходящая натура. Его трогает, волнует тот пласт культуры, который истлевает и безвозвратно исчезает, и эта тихая, едва заметная боль видна в картинах. Но при этом его мир – мир умиротворения, вселенской тишины и любви к природе, особенно зимней.
Карандаш рисовальщика, кажется, способен передать все оттенки холодного времени года, и когда я сравнивал фотографию и рисунок, был поражён, насколько полно картина раскрывает и передаёт красоту и дыхание то заброшенной башни, то покинутого жилища. Свет и воздух в пейзажах полностью убирают горизонт, и мы видим лишь пленительность бесконечности. Потрясающий, просто невесомый, на мой взгляд, пейзаж «Гамсутль», где изображена старая крепость, настолько изысканно утончён, изящен и грациозен в своей ансамблевости, что только слепой может остаться равнодушным к безусловному шедевру. Одна из выставок рисовальщика называлась «Зимний покой» – как точно и верно сказано о его творчестве. Я бы добавил: «идеальные зимы». Белые, чистые, светлые.
В работах, которые увидел в Краснодаре, а это «Молитва» и «Несущая хворост», атмосфера внутреннего покоя – главное состояние. В одной мы наблюдаем старика, сидящего в зимнее время года у надмогильной плиты. Он укутан в тёплые одежды, и в нём чувствуется именно молитвенная отрешённость. На другом рисунке изображена женщина, нагруженная ветками для растопки печи. Старец здесь скорее символ вечности и душевного равновесия, а маленькая сгорбленная фигура – важная часть вселенной, притом самостоятельная и в то же время органичная.
Даудов – художник-созерцатель, наблюдатель. Его сюжеты, будь то бытовые, горские или архитектурные, очень жизненные. Но в них чувствуется не просто философское начало, я бы сказал, религиозное. И это где-то на уровне подсознания.
Его графика полностью лишена пластических эффектов, здесь идёт полное погружение в себя. В «Горянке, с. Гапшима», «Песне луны» предстают пожилые женщины в минуты отдыха. И опять же, перед нами достоинство, спокойствие и благостная усталость.
Соединяя быт с вечностью, красоту с натруженностью, ветхость, одиночество со спокойствием мира, как в ещё одной прекрасной картине «Старец», Даудов, несмотря на свои 33 года, ни больше ни меньше, предстаёт мудрецом, мыслителем.
Откуда берётся подобное? Наверное, приходит оттуда, сверху, где распределяется степень таланта. Ведь карандаш в руках художника был с самого раннего детства, несмотря на желание родителей видеть в сыне врача-стоматолога. Старший и младший братья посвятили себя замечательному делу – исцелению людей, медицине. Но, думаю, всё-таки род прославит средний, чей всевышний дар чудесен и неоспорим.
Сегодня Магомед Даудов преподает рисунок в Дагестанском художественном училище, что позволяет общаться с детьми и постоянно держать себя в форме.
Сказать, что его не ценят в республике, нельзя. Работы периодически выставляются и находятся как в российских музеях и частных коллекциях, так и в Дагестанском музее изобразительных искусств П. С. Гамзатова, в галерее Театра поэзии. Но при всём этом мне кажется, любимая родина до конца не осознаёт, что на древней чудесной дагестанской земле творит подлинный бриллиант, мастер высшей пробы.
Художник пока молод, но умение отдавать работе всего себя и неукротимая страсть к самосовершенствованию, перфекционизму непременно помогут создать ещё немало удивительных работ, которые, надеюсь, будут радовать не одно поколение ценителей настоящего и прекрасного.
Фото: Имам Гусейнов