В 1848 году вышел Манифест Коммунистической партии Маркса и Энгельса, где мыслители выдвинули лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 70 лет спустя, в Париже, две русские эмигрантские газеты, возглавляемые П. Милюковым и П. Струве, сообщили, что у них есть оригинал письма матери Ф. Энгельса сыну. Женщина из буржуазной семьи, далёкая от политики, писала: «А ещё скажу тебе, сынок, что из этой теории, которую вы придумали с твоим другом Марксом, ничего не выйдет. Она рассчитана на идеальных людей, а таких не бывает».
Видимо, мать революционера была женщиной проницательной… И это при том, что тогда было совершенно очевидно: «верхние десять тысяч» пользуются благами прогресса, а положение большинства трудящихся невыносимо. И это выводило «массы» на митинги и забастовки, ширилось изучение теории Маркса и Энгельса.
В сентябре 1864-го состоялся митинг двух тысяч рабочих в Лондоне, на нём присутствовал Маркс. Было провозглашено создание Международного товарищества рабочих, возник Первый Интернационал, который просуществовал до 1876 года. За эти 12 лет, помимо прочего, выявилось противоречие между умеренными марксистами и российскими максималистами-бакунистами. И вот 14 июля 1889 года, к 100-летию Великой французской революции, в Париже состоялся Международный рабочий социалистический конгресс, на который приехали 383 делегата из 19 стран мира и учредили уже Второй Интернационал.
Он просуществовал дольше, чем первый, но уже в самом начале выявилось противоречие между взглядами марксистов-ленинцев в России и реформистов-социалистов Западной Европы. Это касалось не только понимания роли рабочего класса в революции или значения диктатуры пролетариата, но и (что выявилось позже) оценок Октябрьской социалистической революции, Первой мировой войны.
Противоречия внутри Интернационала-2 становились всё более неразрешимыми, и в марте 1919 года в Москве собрался Первый конгресс учреждаемого Третьего Интернационала – Коминтерна...
Набиравший в 20-е годы силу Сталин хорошо понимал, как это важно – заблаговременно готовить партийные кадры. Тогда в Москве стали работать четыре школы Коминтерна. Среди них: Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина; Школа им. Ленина; Коммунистический университет трудящихся Китая.
Результаты потрясают. До 1938 года подготовлено несколько тысяч специалистов, которые должны были занять руководящие посты в правительствах будущих мировых социалистических республик. В разные годы эти школы окончили Дэн Сяопин, творец экономического чуда Китая, Лю Шаоци – официальный наследник Мао Цзэдуна, Хо Ши Мин – вождь Вьетнама, Сэн Катаяма – руководитель Компартии Японии, Цзян Цзинго – сын Чан Кайши и президент Тайваня, Эрих Мильке – министр госбезопасности ГДР, Халед Багдаш – председатель Компартии Сирии. Были и ещё тысячи других выпускников...
Вторая мировая война шла не первый год, когда в 1943-м западные союзники СССР потребовали роспуска Коминтерна. Ничего неожиданного тут не было. К 1943 году поражение Германии не вызывало сомнений. Кроме того, движение Сопротивления в Европе выявило выдающуюся роль коммунистов в борьбе с фашизмом. Западные союзники опасались, что СССР и его сторонники воспользуются плодами Победы. Как бы то ни было, в 1943-м Коминтерн был распущен, поскольку Сталину нужно было скорейшее открытие Второго фронта в Европе...
Что было после? В каком-то смысле преемником Коминтерна стало явление еврокоммунизма или «социализма с человеческим лицом» – явление, не очень или совсем не любимое тогдашним руководством стран соцлагеря.
Да, коммунисты Запада критиковали агрессию США во Вьетнаме. Но также безоговорочно осудили и «дружественную социалистическую интервенцию» СССР в ЧССР во время Пражской весны 1968 года…
Иными словами, посткоминтерновские взаимоотношения между компартиями не напоминали «монолитное единство». Распад СССР окончательно изменил картину западноевропейского социалистического движения. И поныне оно далеко от единства. Ещё раз можно вспомнить, как права была мама Энгельса.
Олег Туляков