Недавно в Москве было объявлено о создании Ассоциации союзов писателей и издателей России. Чем в первую очередь должна заняться эта новая организация, в чём её предназначение и отличие от уже существующих традиционных союзов писателей? На эти и другие вопросы «ЛГ» ответил глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов.
– Действительно, 22 декабря состоялось подписание меморандума о создании Ассоциации союзов писателей и издателей. Событие очень важное для нас. Дело в том, что после развала Советского Союза и отказа государства от финансовой поддержки творческих союзов образовалось множество различных непрофессиональных групп, назвавших себя союзами писателей. В том числе и коммерческих. Окололитературные коммерсанты стали выискивать в интернете людей, что-либо пишущих, и предлагать им за деньги писательские билеты. Причём «творения» тщеславных графоманов были далеки от принятых литературных стандартов. Сейчас нет проблем выпустить книгу. Были бы деньги! А все, кто выпускает книги за свой счёт, считают себя писателями.
К примеру, несколько лет назад пожилая женщина принесла мне изданный ею учебник по химии и стала требовать, чтобы я принял её в Союз писателей России. Взяв учебник в руки, я спросил: «Что это?» Она ответила: «Проза!» «С чего вы решили, что это проза?» – удивился я. Ответ: «Ну не стихи же это!» – меня обескуражил. Заметьте, это не анекдот, а реальный факт.
9 февраля секретари СПР на своём рабочем заседании обсудили формулировку предлагаемого Министерству труда определения «писатель». То есть первые шаги сделаны.
– В СССР писателей называли инженерами человеческих душ, говорили, что «поэт в России больше, чем поэт». Почему сегодня о литераторах в нашей стране больше так не говорят? В чём главная причина утраты прежнего влияния писателей на общество?
– В Советском Союзе труд писателя высоко ценился и властью, и народом. В Российской империи не было партий. Роль партий в ней играли писатели, которые нередко выражали свою точку зрения на события, происходившие в стране. В Советском Союзе была только одна партия – КПСС. Литераторы тоньше чувствовали происходившие события, чем коммунистические чиновники. Кроме того, они вскрывали проблемы, которые замалчивались номенклатурой. Поэтому народ и ценил писателей. Власть тоже относилась с уважением к литераторам, потому что они помогали ей лучше ориентироваться. К примеру, именно писатели заставили отказаться от проекта поворота северных рек, так как проект грозил вызвать экологическую катастрофу. Члены Союза писателей СССР в большинстве своём были созидательными критиками, а не разрушителями.
Инженерами человеческих душ писателей стали называть после Гражданской войны, когда началась индустриализация страны. В те годы профессия инженера была очень востребованной и уважаемой в народе. Одновременно со строительством заводов и фабрик, усовершенствованием сельского хозяйства власть стала воспитывать нового человека – советского человека. Писатели вошли в государственную структуру. Их стали финансировать, создавать условия для творческой работы. Написание книг стало государственным заказом. Писатели действительно превратились в инженеров человеческих душ. На их произведениях было воспитано молодое поколение, разгромившее фашистские войска Германии и её союзников. Кстати, в Китае наиболее читаемой книгой до сих пор является «Как закалялась сталь» Николая Островского. У нас же такие книги стыдливо убрали из школьных и вузовских программ. У молодёжи популярны не герои реальной жизни, а гномы, хоббиты и т.д. Детей и подростков целенаправленно вырывают из реального мира, погружая их в мир виртуальный. В 1990-е годы, да и позднее, министром и даже университетским профессором мог стать человек, не умеющий говорить грамотно. Послушайте современных чиновников – они сводят богатый русский язык к примитивному интернет-сленгу.
В постсоветской России мы стали терять богатство русского языка, как теряем лесные массивы и полезные ископаемые. Нам оставляют слова, которые необходимы только лишь в повседневной жизни. Слова же, предназначенные для философских размышлений и изящной словесности, вытесняются. «Хранителями языка» становятся такие одиозные фигуры, как, к примеру, Сергей Шнуров...
– Может ли государство существовать без идеологии? Куда движется сегодня страна и каковы в этой связи задачи писательских организаций?
– Тут действительно парадокс. Если мы запретим слово «весна» и не будем его употреблять, это не значит, что весна не наступит. Идеология, согласно Конституции, в России запрещена. Но никто не отменил идеологическую борьбу. В мире существуют и социалистические, и капиталистические страны. Социалистический Китай в последние годы по большинству экономических показателей вышел на первое место в мире. Да и не только по экономическим.
В результате горбачёвской «перестройки» и «ельцинских реформ» в нашей стране коммунистическую идеологию заменили буржуазной. То есть идеология у нас в стране есть.
Куда движется Россия? Она идёт правильным курсом, очищаясь от той грязи, которая хлынула в неё в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Владимир Путин всё-таки проявил политическую волю, которую от него давно ждал народ. После заброса в нашу страну идеологического вируса «Навальный» силовые структуры быстро и эффективно провели «вакцинацию». Какова роль писательских организаций в этой ситуации? Отвечу, возможно, банально: служить своему народу и традиционной культуре, подвергающейся массовым нападкам со стороны «прогрессивных» либералов, увязнувших мозгами в «цивилизованной» Европе.
– Почему в России сегодня крайне мало крупных литературных премий, которые спонсировало бы государство, как это было во времена СССР? Почему власть фактически отдала этот важный инструмент влияния на литературную жизнь в стране в руки частных структур, в результате чего формируются фальшивые авторитеты и в обществе пропагандируются чуждые нашей стране ценности? Почему ТВ и СМИ пиарят писателей, которые занимают явно антигосударственные позиции?
– К сожалению, в частные руки было отдано влияние не только на литературу, но и в целом на культуру. По существу, своя государственность в России почти перестала существовать. Нашу страну начали воспринимать в качестве одного из самых захудалых штатов Северной Америки. Россию наполнили не только просроченными некачественными продуктами, алкоголем, одеждой, обувью, но и гнилой западной культурой. У государства не хватало средств на зарплаты бюджетникам, пенсии пожилым людям и т.д. Общенародная собственность была отдана «приватизаторам». Вытаптывались хрупкие ростки традиционных литературы и искусства. В то же время авангард разросся, словно борщевик. Посмотрите, сколько построено различных центров «современного искусства», финансируемых государством!
Традиционные духовно-нравственные ценности олигархам не нужны. Они учились в советских учебных заведениях, изучали произведения классиков русской литературы. В этих произведениях шла речь о сострадании к простому человеку, о совести и социальной справедливости. Перед тем как разрушить Советский Союз, они, чтобы залезть в высокие кабинеты власти и в кресла руководителей заводов и фабрик, с пеной у рта кричали о социальной справедливости, которой якобы будут служить. Однако, уничтожив советскую власть и социалистическую экономику, тут же забыли о своих обещаниях.
Писатели, которых мы видим на телеэкранах, – как правило, бизнес-проекты. С помощью современных пиар-технологий обывателя можно убедить в чём угодно. К примеру, графоманов объявить современными классиками. Для этого создаются олигархами различные литературные премии. С помощью подобных трюков удерживается буржуазная идеология потребительства. Поэтому современные фальшивые авторитеты от литературы, по существу, являются «бойцами» идеологического фронта. Их цель – деньги и сомнительная слава. Ради этого они готовы на всё – очернение истории своей страны, клевету в сторону представителей традиционных ценностей, двойные стандарты, разврат и моральное разложение...
В начале 1990-х годов в России были приватизированы не только финансы и материальные ценности, но и государственная власть. И лишь в последние годы, особенно после принятия поправок к Конституции, начался процесс национализации власти. Многие положительные моменты связаны именно с этим процессом.
– В мае в Петербурге, на Дворцовой площади, пройдёт традиционный Международный книжный салон. Как вы и ваша писательская организация к нему готовитесь?
– Намереваемся провести несколько мероприятий государственно-патриотической направленности при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации: круглые столы и дискуссии, посвящённые 80-летию начала Великой Отечественной войны и 76-летию Великой Победы, юбилеям классиков русской и советской литературы. Читателей ждут встречи с членами Союза писателей России из Санкт-Петербурга, Москвы, других регионов нашей страны, а также зарубежными гостями.