Зураб Церетели мечтает создать парк истории России
«Академия трёх знатнейших художеств» – так изначально именовалась знаменитая Российская академия художеств. В этом году самая уважаемая отечественная школа изобразительного искусства отметила юбилей. 260 лет – эта дата включена ЮНЕСКО в свод наиболее значимых мировых культурных событий.
Академия ведёт историю с 1757 года. До начала XX века она была единственным в нашей стране высшим художественным учебным заведением. Но её деятельность не ограничивалась только образованием – просвещение, развитие различных видов искусства, создание музейных коллекций, организация выставок, проведение научной работы и многое другое входило в задачи академии. В разные годы из её стен вышли Брюллов, Репин, Суриков. Сегодня творческие мастерские академии работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске. Её основная цель – обучение молодых художников и сохранение традиций классической художественной школы. О том, как прошёл нынешний, юбилейный для академии год, мы поговорили с её президентом Зурабом Церетели.
– Зураб Константинович, в этом году Российской академии художеств, которую вы возглавляете, исполнилось 260 лет. Это значительный срок. Как прошёл юбилейный год для академии и для вас?
– Да, в этом году у академии круглая дата, и мы начали её отмечать уже с начала года – в разных областях, в разных районах делаем выставки. Сейчас я провёл мастер-классы в ЮНЕСКО во Франции. А в Москве по пятницам провожу мастер-классы для детей.
– Наверняка за такой солидный срок в истории академии было немало поворотных периодов? Какие они, на ваш взгляд?
– Академия ведёт своё начало от времён правления Петра Великого, как и художественное образование в России. Очень важным был в её истории и 47-й год прошлого века. В то время в СССР народ голодал, а Всероссийскую академию художеств преобразовали в Академию художеств СССР. Тогда она и получила это здание на Пречистенке. А раньше этот особняк принадлежал предпринимателю и меценату Ивану Морозову. До революции он хранил здесь своё собрание французской живописи: Сезанна, Ренуара, Дега, Ван Гога.
– Есть ли у Академии художеств свои традиции и порядки?
– В России есть две лучшие художественные школы: Суриковский институт в Москве и Репинский – в Петербурге. Академия художеств объединяет их достижения. Традиции российской художественной школы до сегодняшнего дня работают, я стараюсь, чтобы всё это не потерялось. Для изобразительного искусства академическая школа – это как ноты для музыканта. Какой бы слух ни был, не знаешь нот – не сможешь играть.
– Какие наиболее острые проблемы вы видите в сегодняшней художественной жизни?
– Огромная проблема – отсутствие мастеров-исполнителей учебного учреждения, которые бы готовили специалистов-исполнителей разного профиля. ФЗО, техникумы, профтехучилища все закрылись. Замечательные были мастера – и по мозаике, и по скульптуре, и по театральным декорациям. Вот я теперь хочу вынести вопрос о создании института исполнительского искусства.
– Зураб Константинович, не могу не спросить и о вашем творчестве, как художника и скульптора. Расскажите, чем сейчас заняты?
– Очень много интересных проектов сейчас у меня. Я недавно закончил делать композицию «Христос» – 30 метров в высоту. Закончил композицию «Аргонавты», её установят в Сочи. А в галерее у меня стоят скульптуры Малевича и Кандинского. Ещё хочу сделать Микеланджело и Леонардо, чтобы они все вместе стояли.
– Как вам удаётся находить время на творчество при таком насыщенном графике?
– Я стараюсь обязательно соединять общественную жизнь и творчество. По утрам я всегда работаю. Я так привык, и не бывает, чтобы я что-то не сделал. Когда тебе приходит идея, надо обязательно довести её до конца, это важно для художника.
– Есть ли у вас ещё пока не воплощённая мечта художника?
– У меня есть скульптуры двадцати двух правителей России. Я хочу создать парк истории нашего Отечества, чтобы туда ходили молодые люди и знали свою историю и истории правителей. У меня уже есть генплан этого проекта.
Беседу вела Светлана Астрецова