Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Искусство Колумнисты

Идиллии зимы

15 января 2014
Александр Гаврилюк

Каждый вечер у фонарей Концертного зала имени Чайковского и Большого зала Московской консерватории того же имени одна и та же картина: люди стремятся во что бы то ни стало попасть внутрь из времени нынешнего в прошедшие столетия. Причём это удаётся всем, а не только каким-нибудь избранным факелоносцам. Два часа живут вне времени, как правило, в упоении происходящим, полном взаимопонимании с исполнителем, испытывая… Впрочем, никто не знает, что испытывают слушатели. Никто их об этом не спрашивает. Да если и спросит какой-нибудь чудак – ответа вряд ли дождётся. Музыка непереводима. Сколько слушателей – столько и состояний. Важно, что любители «времени вспять» не иссякают – загадка для философов и музыковедов. Декабрь вполне подходил для их раздумий. В первых числах прошлого месяца в КЗЧ пианист Николай Хозяинов с ГАСО под управлением Михаила Агреста пытался удивить Третьим концертом Рахманинова ре минор, ор. 30. Не удалось. Эмоциональный строй концерта требовал иных качеств, не складывался образ сочинения, пианист откровенно «кусочничал», выбирая «лакомые» места и упуская многие возможности концерта. Особенно не удался Финал – allegro с его многотемьем получилось поспешным, поверхностным. Инструмент Хозяинова поражал «материальной частью», как говорят вояки, а не духовной. Оркестр, к сожалению, страдал этим же недостатком. Вместо рахманиновской вольницы, энергии, жизни – полное отчаяние.

Затем приехал из Кливленда Даниил Трифонов и очень суетился. Давал интервью, рассказывал доверчивым девушкам на канале «Культура» о том, что сам пишет Концерт. И вот-вот удивит им свет. Девушки восторженно ахали. Трифонов кланялся. Всё время кланялся. Кому-то из музыкальных чиновников, видимо, очень хотелось «события». Не вышло. Было жаль молодого и способного музыканта в этой пошловатой мишуре. Свой Концерт – похвально, но лучше было бы позаботиться о том сочинении, с которым вышел на сцену КЗЧ с оркестром Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Ю. Симонова. Это был Второй концерт Шопена. Написанный композитором, можно сказать, в студенческое время. Но уже представляющий многое из того, что будет создано позднее, в парижский период. Трифонов не проявил должной солидарности с Шопеном, остался глух к поэтичности сочинения, концерт получился каким-то «всхлипывающим». Очень походили на исполнителя и его манеры. Такой посредственный эффект после всех интервью и многих поклонов разочаровывал.

Замечательно играл в Большом зале консерватории Алексей Володин программу из произведений Шопена. Прозвучали Двадцать четыре прелюдии, соч. 28, баллада № 1 соль минор, ноктюрны си мажор и до-диез минор, скерцо № 3 до диез минор и Большой блестящий полонез ми-бемоль мажор. Очень хорошо продуманная программа. Хорошо и для композитора, и для исполнителя. Володин, представляя, по сути, весь жанровый спектр Шопена, был умел, находчив и, как мне показалось, «совпадал» с богатейшими, разнообразнейшими и коварными интонациями Шопена.

Прекрасное впечатление от концертов Александра Кобрина в Рахманиновском зале консерватории. Он преподаёт нынче где-то в Америке и к Новому году объявился в Москве. К большому удовольствию поклонников. У него есть замечательное качество – он суровый хозяин forte, жёсткий. Эффект колоссальный в сонатах Бетховена № 5 и № 27. Мощные бетховенские раскаты как-то очень органично и мгновенно переходят в такое блистательное piano и pianissimo, что замираешь, боишься потерять эти удивительные гармонии, поражаешься новизне ощущений от давно известных произведений. Ярко, карнавально звучали у него «Картинки с выставки» Мусоргского, превосходное владение тончайшими интонациями создавало неповторимые образы знаменитых «прогулок по выставке». Интересным был Рахманинов в исполнении двух роялей. С Кобриным играл французский пианист Фредерик Д’Ориа-Николя.

Подлинным праздником фортепиано было выступление Александра Гаврилюка с Филармоническим оркестром Республики Татарстан. Дирижёр – Александр Сладковский. Исполнялся Рахманинов. «Остров мёртвых» и Рапсодия на тему Паганини. Концерт посвящался памяти жертв авиакатастрофы в Казани. Потрясающее впечатление! Гаврилюк очень музыкален. При прочих замечательных качествах: превосходной технике, вниманию к самым мельчайшим интонационным подробностям сочинения. Он «высаживает» каждый звук как рассаду: с большой и очевидной любовью и ясным хозяйским замыслом. Прав был Ницше: «…интерпретатор должен хорошо раскапывать основания». Вот Александр Гаврилюк этим и занят. Всё, что он делает за инструментом, оставляет ощущение бесконечности. Зал Чайковского уплывает в космос рахманиновских гармоний. Мы забываем о пианисте, он и об этом позаботился. Может быть, он тоже где-нибудь в Австралии сочиняет тридцать две сонаты, но об этом помалкивает. Он в редком единении с композитором, наслаждается сочинением, волен, свободен и прекрасен. Дарит всем нам ощущение бесконечного… А,как справедливо заметил философ, «…без бесконечного человек существовать не может…».


Тэги: Музыка Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS