Прорыв на Первом. Долгожданный, чаемый, необходимый. Документальный сериал Алексея Иванова (автора идеи) и благородно примкнувшего к нему Леонида Парфёнова «Хребет России» открыл нам не только роскошную кладовую русской провинции, но и кладезь новых тем. Наконец-то на голубом экране появилась во всей своей богатырской красе наша Родина. Великая и могучая хотя бы своей природой, историей и её великими творцами. Удивительная, до сих пор неразгаданная, до конца непознанная провинциальная Россия.
В предыдущих своих проектах Леонид Парфёнов опирался на собственные знания и представления, что составляло и оригинальность его фильмов, и некую либеральную ограниченность. Здесь же он отталкивается от опыта и знаний писателя Иванова, для которого Урал – настоящее, прошлое, будущее – вся жизнь. И в этом – мощный источник стремительно льющегося, сверкающего самоцветами парадоксов и прозрений телевизионного потока. Ермак, Кучум, Строгановы, Демидовы, Чусовая, Искер, вогулы, волжские казаки, древние арии, их столица Аркаим, о котором впервые рассказано на ТВ, Заратустра, который 5000 лет назад, может быть, раньше других пророков ввёл понятия добра и зла… Рассказ об освоении, но не завоевании Сибири, о мощи и красоте Урала увлекает и вдохновляет.
Здесь и Леонид Геннадиевич совсем не такой, как в фильме, скажем, про газету «Коммерсантъ». Конечно, спасибо ему за то, что он «бросил свой бренд» на алтарь документального сериала про уральское чудо и «подтянул» к просветительскому духоподъёмному кино свою аудиторию. Но вдруг показалось, что для нового телеслова и «оратор» нужен какой-то новый. Не «замаранный» телелихоимством 90-х.
В «Хребте России» рассказчиков трое: бесстрашная экстремальщица Юлия Зайцева и несколько вроде дикционно невнятный, но убеждающий писатель Иванов. Однако сам Парфёнов в кадре кажется порой чуть архаичным, как будто не всегда успевающим (хоть и спешащим) за им же заданным темпоритмом, как будто прошлые достижения иронично разоблачительного «Намедни» цепляют и тормозят его как ведущего могучего, сметающего все политические наслоения и открывающего истинную суть нашей страны, этого, повторяю, нового слова на отечественном ТВ. Создателям и тем, кто поставил фильм в вечерний прайм-тайм, респект. Так держать! И продолжать! В России много великих краёв и отчаянных краеведов. Верная дорога нащупана, товарищи!