Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2022 г.
  4. № 13 (6827) (30.03.2022)
Литература Библиосфера

Идущие напролом

30 марта 2022


Сания Шавалиева. Жёлтый ценник.

– М.: АСТ, 2021. – 260 с.

Книга выпущена при содействии «Литературного бюро Натальи Рубановой».


 

Роман Сании Шавалиевой «Жёлтый ценник» написан жёстко, цепко, художественно убедительно. Автор обладает острой наблюдательностью, взглядом одновременно отстранённым и сочувствующим, что придаёт произведению особенную глубину. В центре повествования одна татарская семья, повторяющая судьбы многих. Действие разворачивается в 90-е годы. Шавалиева точными мазками передаёт атмосферу этого переломного периода в истории нашей страны: «Виноградники вырубили, водку запретили. Вдруг стало модным говорить только на татарском языке. Пока запуганный обыватель подчинялся, справлял безалкогольные свадьбы, спешно учил татарский язык, наглецы шли напролом».

Идти напролом, чтобы выжить в новом, неизвестном и пугающем мире, приходится и главной героине книги – молодой женщине Асе. Инженер-технолог по образованию, она, как и её муж Руслан, работает на заводе. Но однажды разгорается пожар и всё гибнет. Этот факт – не просто драматическое событие в судьбе отдельно взятой семьи, не только трагедия тысяч людей, потерявших работу, а символ разрушения страны и гибели целой эпохи. Отсюда – сквозной мотив смерти.

И начинается роман с череды смертей. Потеряв мать, а затем став свидетельницей ухода двух старух – Сагадат апы и Верки, Ася чувствует животный страх, бессилие и одиночество: «Первый раз в жизни Руслан с Асей, дрожа, мостятся друг к дружке, бок о бок, плечом к плечу – в первый раз они прочувствовали беспомощность этого мира перед другим, неведомым».

Беспомощность и вместе с тем внутренняя сила – вот стержень, на котором выстроен образ главной героини, и его можно считать несомненной удачей автора. Весь роман – преодоление Асей своей беспомощности перед трудными жизненными обстоятельствами, перед жестокой реальностью нового времени.

Сания Шавалиева – настоящий художник слова, как бы патетично это ни звучало. Эпитеты, сравнения, метафоры всегда к месту и работают на создание как реалистичности конкретных событий, так и атмосферы в целом. Текст и просторный, и густой – просторный по мысли и густой по степени концентрации художественности. Мир Шавалиевой предметен и осязаем: «В палате, кроме матери, было ещё трое больных. Самой тяжёлой была старушка у входа – острые колени, локти, пустой взгляд в потолок, открытый беззубый рот, а в нём по языку ползала муха». Вот эта муха на языке, которую нет сил смахнуть, словно символ беспомощности перед грозными обстоятельствами.

Но беспомощность не означает смирения. Ася отнюдь не супергерой, однако вступает в борьбу: борьбу за свою семью, за свою судьбу, за свою страну. Речь не идёт о войне или стихийном бедствии, но мастерство автора в том и заключается, что трагедийность существования проступает на бытовом уровне. Шавалиева умеет одной точной деталью передать огромное событие. Например, через пострадавшего в дыму жука – ужасные последствия этого пожара: «Ася видела, что это его последнее движение. Он бы рад взлететь, но не может. Подкрылки почернели, лапки расплылись. Его узорчатый живот касался стекла, оставляя влажный след зелени». Надо отметить, что это характерный для стилистической манеры Сании Шавалиевой приём: через на первый взгляд незначительное показать по-настоящему важное.

Великий слом девяностых – и для Аси, как и для многих женщин того времени, наступает период, когда необходимо заново строить жизнь, подлаживаться под враждебные обстоятельства, преодолевая себя. Мысль о том, чтобы пойти торговать на рынок, становится для неё потрясением: «Меня, с высшим образованием, в спекулянтки? Да с голоду буду подыхать, а на рынок не пойду». Такая работа воспринимается Асей как унижение – словно к ней, к Асе, приклеили жёлтый ценник – своего рода клеймо продажности. К тому же: «В рынке Ася видела наказание за юношеский максимализм. Наказание за обиду, нанесённую старой женщине, продававшей рябину. Она сидела, устало сгорбившись, окутанная туманом прохладного октября, безучастная к окружающим и особенно к визгливой школьнице. Со своей рябиной она была для Аси откровенной спекулянткой. Ее металлический бидон с мятыми боками был переполнен хамством халявы, жаждой наживы. «Как можно продавать рябину за два рубля, если этой рябиной переполнена вся тайга? Да с одного дерева как минимум можно набрать мешок», – громко возмущалась Ася».

Несчастья и испытания сыплются на Асю одно за другим. Поминки по матери, измена Руслана, подлая соседка, из-за которой Ася чуть не совершает убийство, ограбление в автобусе, нищета, кредиты и, наконец, смерть мужа…

Сания Шавалиева не навязывает читателям никаких выводов. Но вот он, вызрел сам собой: именно на плечах таких хрупких женщин и удержался новый мир, не рассыпался, и сохранились в нём, несмотря на тотальное разрушение всего и вся, доброта, милосердие и сокровенная сердцевина духовности.

 

Тэги: Юлия Могулевцева
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гражданское противостояние

    05.10.2022
  • Золотая моя Москва

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Большой Василий

    17.08.2022
  • Без прошлого нет настоящего

    03.08.2022
  • Хрупкость и бесстрашие жизни

    19 голосов
  • Кто сложит романс XXI века?

    14 голосов
  • Большой Василий

    13 голосов
  • Химический ожог

    13 голосов
  • Все дороги ведут в Морец

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS