Сания Шавалиева. Жёлтый ценник.
– М.: АСТ, 2021. – 260 с.
Книга выпущена при содействии «Литературного бюро Натальи Рубановой».
Роман Сании Шавалиевой «Жёлтый ценник» написан жёстко, цепко, художественно убедительно. Автор обладает острой наблюдательностью, взглядом одновременно отстранённым и сочувствующим, что придаёт произведению особенную глубину. В центре повествования одна татарская семья, повторяющая судьбы многих. Действие разворачивается в 90-е годы. Шавалиева точными мазками передаёт атмосферу этого переломного периода в истории нашей страны: «Виноградники вырубили, водку запретили. Вдруг стало модным говорить только на татарском языке. Пока запуганный обыватель подчинялся, справлял безалкогольные свадьбы, спешно учил татарский язык, наглецы шли напролом».
Идти напролом, чтобы выжить в новом, неизвестном и пугающем мире, приходится и главной героине книги – молодой женщине Асе. Инженер-технолог по образованию, она, как и её муж Руслан, работает на заводе. Но однажды разгорается пожар и всё гибнет. Этот факт – не просто драматическое событие в судьбе отдельно взятой семьи, не только трагедия тысяч людей, потерявших работу, а символ разрушения страны и гибели целой эпохи. Отсюда – сквозной мотив смерти.
И начинается роман с череды смертей. Потеряв мать, а затем став свидетельницей ухода двух старух – Сагадат апы и Верки, Ася чувствует животный страх, бессилие и одиночество: «Первый раз в жизни Руслан с Асей, дрожа, мостятся друг к дружке, бок о бок, плечом к плечу – в первый раз они прочувствовали беспомощность этого мира перед другим, неведомым».
Беспомощность и вместе с тем внутренняя сила – вот стержень, на котором выстроен образ главной героини, и его можно считать несомненной удачей автора. Весь роман – преодоление Асей своей беспомощности перед трудными жизненными обстоятельствами, перед жестокой реальностью нового времени.
Сания Шавалиева – настоящий художник слова, как бы патетично это ни звучало. Эпитеты, сравнения, метафоры всегда к месту и работают на создание как реалистичности конкретных событий, так и атмосферы в целом. Текст и просторный, и густой – просторный по мысли и густой по степени концентрации художественности. Мир Шавалиевой предметен и осязаем: «В палате, кроме матери, было ещё трое больных. Самой тяжёлой была старушка у входа – острые колени, локти, пустой взгляд в потолок, открытый беззубый рот, а в нём по языку ползала муха». Вот эта муха на языке, которую нет сил смахнуть, словно символ беспомощности перед грозными обстоятельствами.
Но беспомощность не означает смирения. Ася отнюдь не супергерой, однако вступает в борьбу: борьбу за свою семью, за свою судьбу, за свою страну. Речь не идёт о войне или стихийном бедствии, но мастерство автора в том и заключается, что трагедийность существования проступает на бытовом уровне. Шавалиева умеет одной точной деталью передать огромное событие. Например, через пострадавшего в дыму жука – ужасные последствия этого пожара: «Ася видела, что это его последнее движение. Он бы рад взлететь, но не может. Подкрылки почернели, лапки расплылись. Его узорчатый живот касался стекла, оставляя влажный след зелени». Надо отметить, что это характерный для стилистической манеры Сании Шавалиевой приём: через на первый взгляд незначительное показать по-настоящему важное.
Великий слом девяностых – и для Аси, как и для многих женщин того времени, наступает период, когда необходимо заново строить жизнь, подлаживаться под враждебные обстоятельства, преодолевая себя. Мысль о том, чтобы пойти торговать на рынок, становится для неё потрясением: «Меня, с высшим образованием, в спекулянтки? Да с голоду буду подыхать, а на рынок не пойду». Такая работа воспринимается Асей как унижение – словно к ней, к Асе, приклеили жёлтый ценник – своего рода клеймо продажности. К тому же: «В рынке Ася видела наказание за юношеский максимализм. Наказание за обиду, нанесённую старой женщине, продававшей рябину. Она сидела, устало сгорбившись, окутанная туманом прохладного октября, безучастная к окружающим и особенно к визгливой школьнице. Со своей рябиной она была для Аси откровенной спекулянткой. Ее металлический бидон с мятыми боками был переполнен хамством халявы, жаждой наживы. «Как можно продавать рябину за два рубля, если этой рябиной переполнена вся тайга? Да с одного дерева как минимум можно набрать мешок», – громко возмущалась Ася».
Несчастья и испытания сыплются на Асю одно за другим. Поминки по матери, измена Руслана, подлая соседка, из-за которой Ася чуть не совершает убийство, ограбление в автобусе, нищета, кредиты и, наконец, смерть мужа…
Сания Шавалиева не навязывает читателям никаких выводов. Но вот он, вызрел сам собой: именно на плечах таких хрупких женщин и удержался новый мир, не рассыпался, и сохранились в нём, несмотря на тотальное разрушение всего и вся, доброта, милосердие и сокровенная сердцевина духовности.