Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Телеведение

Игра не в бисер

О популярном ток-шоу на Первом канале

16 января 2025
В студии «Большой игры»

В двадцатом веке и в наши годы все буквально помешались на игре. Началось всё с декаданса, сделавшего игривость частью своей эстетики, а потом и пошло, и пошло. Игры азартные, спортивные, деловые, компьютерные, развивающие, прости господи, ролевые… Литературное и теоретическое обоснование этой тенденции дали такие знаменитые авторы, как Герман Гессе, Хулио Кортасар, Йохан Хёйзинга и его «Человек играющий».

На отечественном телеэкране игра также представлена в изобилии: тут тебе и трансляция матчей, и разнообразные викторины, конкурсы, музыкальные и детские программы. Как говорится, играй, да только не заигрывайся. Кстати, мудрые педагоги небезосновательно утверждают, что, играя, человек, да и человечество в целом, взрослеет. Это касается всех живых существ: если котёнок, рысёнок, львёнок не будет играть, он не вырастет хорошим охотником.

Однако телевизионный проект первого канала «Большая игра» стоит в этом ряду несколько особняком. По своему профилю он скорее приближается к книге известного русофоба, не к ночи будь помянутого Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска», тоже, кстати, отсылающей нас к игровой теме. Только по направленности наша игра диаметрально противоположна его принципу американского доминирования.

«Большая игра» – передача серьёзная, аналитическая, глубокая. Это в жанровом отношении – политическое ток-шоу, которых у нас тоже хоть отбавляй. Но у неё есть своё, ни на кого не похожее лицо. В ней не место экстравагантным заявлениям, работе на публику, эффектным жестам. К разговору приглашаются люди компетентные, квалифицированные, выдержанные.

Разумеется, тон любому диалогу в эфире задают его ведущие. Но если Владимир Соловьёв, Ольга Скабеева, Андрей Норкин, Артём Шейнин порой оказывают некоторое давление на своих собеседников, то модераторы «Большой игры» далеки от такого принципа. Никакого прессинга приглашённые в студию не испытывают, и это придаёт их высказываниям особый оттенок естественности и доверительности, хотя язвительная Википедия аттестует это шоу как пропагандистское.

Первым номером в списке ведущих программы хочется назвать Вячеслава Никонова. Авторитетный политик, влиятельный депутат Государственной думы, доктор исторических наук, декан факультета государственного управления МГУ, внук В.М. Молотова, он не испытывает необходимости утверждать и продвигать собственную точку зрения. Его речь всегда спокойна, лишена форсированных интонаций, так же как лицо его не выражает ярких эмоций. Да это ему и без надобности. Когда человек уверен в своей правоте, ему ни к чему напрягаться, гримасничать, работать лицом. Как говорил Роман Карцев, не стоит «пересаливать лицом», особенно при обсуждении важных актуальных проблем.

Сфера научных исследований Никонова, главным образом, касается роли и места политикума США в современном миропорядке. Но, разумеется, обстоятельства отечественной жизни ему подвластны ничуть не в меньшей степени.

Вероятно, кому-то, привыкшему к оттенку скандалёзности, может не слишком импонировать официальный, «нордический» стиль ведения бесед, но у Никонова нет никаких оснований подстраиваться под чужие форматы.

Гораздо больше сомнений у зрителей может вызывать фигура другого ведущего шоу – Дмитрия Саймса. В известном смысле тот является противоположностью Никонову и по биографии, и по взглядам на реальность. Если первый происходит из советской номенклатурной семьи, то второй – сын советского правозащитника, президент Центра национальных интересов (бывший Центр Никсона) и сотрудник многих заокеанских структур со всем отсюда вытекающим. Известно, что он выполнял функции советника при Правительстве Ельцина – Гайдара. Впрочем, эту страницу его карьеры сегодня стараются не афишировать.

Почему же Дирекция социальных и публицистических программ Первого канала пригласила его для ведения столь ответственных передач? Очевидно, из принципа плюрализма: дескать, у нас имеют право высказывать своё мнение люди самых разных идеологических воззрений.

Если говорить о внешнем облике Дмитрия Саймса, то в прежние времена о нём сказали бы, что он – обладатель меньшевистской бородки, что сегодня мало что кому объясняет… Облик Саймса весьма соответствовал образу солидного иностранного эксперта, который, несмотря на яростную антироссийскую политику властей США, сохранял в отношении России объективность, полагая, что нормальные отношения между нашими странами пойдут на пользу и Америке. Но эта его объективность и сотрудничество с российскими СМИ вызвали негодование администрации Байдена, ему были выдвинуты обвинения в нарушении санкций США. Эксперт вернулся на Родину и участвовал в передаче «Большая игра» уже в качестве ведущего. При этом он сохранил объективность, компетентность и неангажированность, что очень важно для многих наших зрителей. Дмитрий Саймс, по-видимому, призван для того, чтобы отчасти уравновесить официального и застёгнутого на все пуговицы Вячеслава Никонова.

Третьим из постоянных ведущих «Большой игры» является Дмитрий Суслов. Честно признаюсь, у меня он вызывает наибольшее человеческое доверие. Как только увидишь на экране его округлую рязанскую физиономию, так на душе становится как-то спокойнее. Так-то он родился в Ленинграде, но кто знает, откуда идут его родовые корни?

Послужной список Суслова на телевизионном поприще довольно скромен. В большей степени он проявил себя в преподавательской сфере, многие годы работает в Высшей школе экономики, где регулярно признавался одним из лучших преподавателей вуза. Кроме того, им опубликовано немало учебников и научных монографий по профильным дисциплинам. Такая профессиональная проработка запутаннейших вопросов актуальной истории добавляет выпускам основательности и убедительности.

Однако научные штудии отнюдь не мешают ему успешно проявлять себя в разговорном жанре. Манера его устных высказываний далека от какой бы то ни было книжности, наукообразия или начётничества. По-видимому, он тонко чувствует незримую грань между словом написанным и словом артикулируемым. Нет, пожалуй, ничего более неприятного для зрителя, как наблюдать за тем, как человек щеголяет своей эрудицией и начитанностью. В этом смысле голосовые способности Суслова вполне соответствуют экранной картинке.

Иногда в эфире появляются и, вероятно, будут появляться новые магистры «Большой игры»: эта область не является закрытым полигоном или резервацией. Важнее отметить то, что на протяжении вот уж семи сезонов идеологический проект пользуется интересом со стороны нашей аудитории и собирает если не запредельные, то весьма достойные рейтинги зрительских симпатий.


Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS