От редакции:
Публикуя в октябрьском номере «ЛГ» материал Анны Пугач, мы искренне надеялись, что на этом завершится обсуждение затрагиваемых в материале тем. Однако данный текст вызвал очень бурную реакцию, игнорировать которую мы сочли неправильным. Подчёркиваем ещё раз, что газета не является стороной конфликта, с одинаковым уважением относится и к Анне Пугач, и к Игорю Волгину и продолжает верить, что вынесение этой истории в плоскость публичной дискуссии будет способствовать скорейшему умиротворению сторон.
Это была не первая публикация в «ЛГ», затрагивающая моё имя. Пошёл третий год бесконечных коллективных писем и воззваний в поддержку Игоря Волгина. Кстати, уважаемая редакция ни разу – в соответствии с журналистской этикой – не обратилась ко мне, чтобы убедиться в достоверности предлагаемой версии событий, ведь, согласитесь, в конфликте всегда участвуют, как минимум, две стороны. Но однозначная позиция газеты уже заявлена пафосным предисловием: «Участь выдающегося русского писателя и общественного деятеля Игоря Волгина вызывает огромное сочувствие! Мы не можем в этой ситуации промолчать!» Мне тоже трудно молчать, хотя длительное время я старалась не втягиваться в публичную дискуссию, не имеющую отношения к сегодняшним животрепещущим вопросам современности.
Думаю, сегодня, как никогда, от писателей, тем более «бесспорных лидеров нашей словесности», общество ждёт честного, глубокого слова, объединяющего страну, но, оказывается будоражит уважаемых коллег уже третий год совсем другое – исключительно бытовые проблемы литературоведа Игоря Леонидовича Волгина.
Подзаголовок статьи, опубликованной в ЛГ, – «Время улаживает разногласия, но ему необходимо помочь», Кому помочь – Времени? Но это звучит как-то странно. Вероятно, речь идёт о моём соседе по творческой мастерской И.Л. Волгине, без устали организующем коллективные письма и судебные тяжбы, оставаясь как бы «за скобками». Откроем их и увидим, что из письма в письмо, из статьи в статью в разных СМИ повторяется, как заклятье: «замечательный поэт, выдающийся, с мировым именем исследователь творчества Достоевского, литературовед, автор одной из лучших программ на российском ТВ...». Редкое единение писателей в оценке своего коллеги, хотя все оценки расставляет время, но речь-то идёт не о научной полемике, а всего лишь о бытовом конфликте соседей. Даже если бы на моём месте была достоевед Людмила Сараскина, при чём тут Достоевский? В любом случае я благодарна ЛГ, которая «с уважением относится к памяти Андрея Дементьева и к его семье» и бдительно следит за тем, что происходит в Переделкино...
Начну с экскурса в историю, без этого не обойтись. В 2012 году лауреат государственной премии СССР поэт Андрей Дементьев благодаря хлопотам Н.С. Михалкова, наконец получил в аренду от Литфонда первый этаж мастерской (дачи), где на втором этаже проживал с 1996 года литературовед и поэт Игорь Волгин. Коттедж постройки 1935 года пребывал в страшном состоянии: сгнившая обшивка дома, рассохшиеся двери, рамы, полы, негодные коммуникации и сантехническое оборудование – всё требовало срочного ремонта. Не в лучшем состоянии был и прилегающий участок, заросший бурьяном, заваленный сгнившими деревьями и вековым мусором. Въездные ворота, подпёртые рогатиной, падающая сетка рабица вместо забора...
Понимая, что профессор Волгин пожизненно занят Достоевским и ему не до быта, Дементьев, благодаря своему авторитету инициировал капитальный ремонт всего здания. Были аккумулированы средства как самого Андрея Дмитриевича, так и Литфонда, привлечены также спонсоры. Полтора года продолжался ремонт. Дементьев сам всем занимался, поскольку мастера были наняты из ближнего зарубежья и за их работой нужно было следить, исправлять, ездить в строймагазины, чтобы купить необходимое оборудование для кухни, сантехнику, обои. Дом был заново обшит сайдингом, заменены коммуникации, окна, полы, двери, для Игоря Леонидовича пристроены дополнительно сан. Помещение, кухня, прихожая и, казалось бы, литератору повезло с таким ответственным соседом! На время ремонта Игорь Леонидович абстрагировался, переехал жить в дом творчества, но порой заходил на участок узнать, когда же всё закончится.
В 2014-м ремонт в основном был завершён, и наш сосед вернулся в свою мастерскую, восприняв перемены как должное. В 2018 году Андрей Дементьев ушёл из жизни, и тут уважаемый литературовед И. Волгин активизировался. Он не ограничился внутренней отделкой своего 2-го этажа, а взялся оборудовать под кабинет 3-й чердачный этаж. Естественно, дом 1935 года постройки с хлипкими деревянными перекрытиями начал давать усадку, что привело к трещинам и деформированию стен в комнатах нашего первого этажа. Когда я попыталась убедить соседа в том, что его действия противоречат техническим характеристикам строения, то в ответ услышала угрозы, мол, вы тут никто, «захочу – выселю» и т.д.
Важное обстоятельство: в 2017 году после многочисленных судов, украшающих писательский быт, Литфонд утратил своё право на писательский посёлок: 87 объектов были переданы в местную общественную организацию (МОО) «Городок писателей Переделкино» в безвозмездное пользование на 20 лет, а 22 объекта, куда вошёл и наш дом-мастерская по ул. Тренёва, остались в собственности Росимущества из-за отсутствия регистрационных документов. В ожидании регистрации и узаконивания дальнейшего проживания, арендаторам было предложено оформить членство во вновь созданной местной общественной организации «Городок писателей Переделкино».
Как и другие «популярный поэт» (цитата из Волгина) Андрей Дементьев подал заявление на вступление в МОО «Городок писателей» вместе со мной – женой, журналистом с двадцатилетним стажем работы в журнале СП СССР «Юность», заслуженным деятелем культуры РФ, а впоследствии и членом Союза писателей России. Но, к большому удивлению, получили отказ. Со слов председателя правления: «члены правления не подписали...». Членами новоизбранного правления оказались сосед по даче Игорь Волгин (зам. Председателя правления), Олеся Николаева, Сергей Чупринин, Владислав Отрошенко, Наталья Иванова, Евгений Попов. По уникальному совпадению они же подписанты и инициаторы коллективных писем.
Кстати, все они авторы журнала «Юность», постоянно в нём печатались и привечались главным редактором Андреем Дементьевым, позже Председателем редакционного Совета «Литературной газеты». Прекрасный прозаик Евгений Попов после скандала с публикацией в неподцензурном журнале «Метрополь» и исключением из Союза писателей впервые был напечатан именно в «Юности» благодаря А. Дементьеву. Многие из подписантов нередко пользовались авторитетом Андрея Дементьева и его дружеской помощью как Секретаря Союза писателей СССР в решении своих проблем. Не чурались печататься и в «Юности» по отделу критики, которым я руководила в 80-е годы, иногда приходилось отстаивать на редколлегии острые статьи Натальи Ивановой, Сергея Чупринина, а уж моего «опасного соседа» и публиковала, и приглашала в эфиры как на радио, так и на ТВ. Рекомендовала его в первую загранпоездку в ГДР от Общества дружбы, поскольку по месту работы в МГУ, в силу личных особенностей, он не мог получить одобрительную характеристику на выезд.
В 2018 году, после смерти моего мужа, я нашла объяснение тому, почему нас не приняли в «Городок писателей», где сосед зам. Председателя правления. Оказалось, что по новому типовому договору, в отличии от прежнего литфондовского, дача-мастерская передаётся в безвозмездное пользование на 20 лет, и после смерти основного арендатора члены семьи имеют преимущественное право на продление договора, если они (внимание) «члены Городка писателей Переделкино».
Думаю, именно новыми условиями договора объясняется тот факт, что 13 июня 2020 года началось крупномасштабное «обустройство» участка. Несмотря на то, что участок не разграничен и выделен нам в совместное пользование, я даже не была извещена про «планов громадьё». С утра на территории началась порубка, распиливались вековые деревья и складировались вдоль забора, где пребывают и поныне. Работало несколько бригад, расчищались площадки под бетонирование капитальных строений. Многотонные машины с песком, щебнем, трактора и автопогрузчики заезжали на участок, разрушая на своём пути всё – въездную асфальтовую дорогу, стоянку для наших машин, фонарные столбы, посадки – то, что с любовью делали мы с мужем, пытаясь облагородить запущенный ранее участок. Творилось это безумие на моих глазах, но ни вразумить, ни остановить соседа было невозможно, ответ был один: «Вы никто, здесь всё моё, захочу – вообще вас выгоню!» Я надеялась, что жена Волгина – молодая юристка остановит латифундиста, но не тут-то было. К счастью, свидетелей произвола было достаточно, и в дело вмешалась газета «МК». Был прислан корреспондент, и появился фельетон: «В Переделкино случилось ландшафтное самодурство» с подзаголовком «Это вам не игра в бисер».
В результате после публикации я была обвинена в «клевете и заведомой лжи», а газете «Московский комсомолец» вчинён иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Игоря Волгина ценой в 3 млн. руб. И требование опубликовать опровержение, написанное собственноручно литературоведом. Суд о защите чести, а тем более достоинства Игорь Леонидович проиграл, что позже было подтверждено апелляционным решением Пресненского суда Москвы от 23 ноябре 2021 г. Но, очевидно, как и у героев Достоевского у Игоря Леонидовича сработал синдром возвращение на старое место, и спустя два года в «ЛГ» от 26.06.23 г. появляется информация, что Пресненский суд Москвы вынес решение о «полной» недостоверности» фактов. Вернёмся к фактам: Иск к МК о защите чести и достоинства, оценённых профессором в 3 миллиона рублей, суд удовлетворил частично, обязав выплатить истцу 50 тысяч рублей, поскольку небрежной с юридической точки зрения была признана фраза «нанял банду» гастарбайтеров» и «обезобразил участок». Тут корреспондент явно погорячился, в фельетоне куда уместнее выглядело бы выражение: «нанял трудовой коллектив гостей из ближнего зарубежья и внёс определённые изменения в ландшафт».
Я дважды обращалась в правление МОО «Городок писателей» с целью выяснить, на каком основании сосед преградил мне проезд к дому и развернул под окнами стройку на участке – ни ему, ни мне не принадлежащем. Ответа не последовало. Тогда я открыто, без сбора подписей под петициями обратилась в Комитет по Градостроительству и Землепользованию Мосгордумы, желая выяснить мой статус, так как документы на аренду мастерской были переданы в Росреестр ещё при жизни мужа в 2017 г. В итоге Территориальным управлением Росимущества Москвы было дано поручение администрации Внуковского поселения провести осмотр территории. Акт осмотра от 22.06.20 г. говорит сам за себя: «Объект не вошёл в Договор от 01.08.2017 г., заключённый между Территориальным управлением и МОО «Городок писателей Переделкино». Гражданин РФ Волгин Игорь Леонидович самовольно занимает и использует часть земельного участка .... МОО, согласно выписке из Протокола заседания Правления от 11.06.2020 г., дало согласие Волгину И.Л. провести работы (расчистить и освободить участок от поваленных деревьев, оборудовать площадку под детский городок, теннисный корт и автомобильную площадку) за счёт собственных средств, тем самым была нарушена ст. 264 Гражданского кодекса РФ, так как «…участок является собственностью РФ и в пользование МОО «Городок писателей» не передавался. Далее: «Объекты, расположенные на залитых бетонных площадках, имеют признаки капитальности, что подтверждается актами осмотра Администрации Внуковского поселения от 22.06.20 г. и от 08.09.20 г. Из Акта следует, что на участке есть аварийные деревья, 19 свежеспиленных пней.
Думаю, любому объективному человеку ясно, что этот документ опровергает информацию, изложенную в коллективном письме, опубликованном в «ЛГ», будто бы я «ввела в заблуждение одного из «депутатов Мосгордумы» и дальше в письме всем коллективом подписантов ...шквал оскорбительных обвинений «беззастенчиво пользуется именем мужа, без устали обивает пороги высоких кабинетов... История настолько беспрецедентна, что, если бы не документальные свидетельства, в неё трудно было бы поверить». Конец цитаты и терпению.
Действительно, трудно поверить, что солидный профессор-литературовед три года без устали дезинформирует общественность, инициирует коллективные письма, (лексика во всех письмах схожая), привлекая в качестве подписантов пожилых, подчас уже не выходящих из дома писателей рассказом о своей печальной участи и соседке, которая ему мешает жить и творить на отремонтированной мной и моим мужем даче-мастерской.
ТО Росимущества в 2021 году предъявило судебный иск к И.Л. Волгину. Иску, кстати, предшествовали два затяжных судебных процесса со ставшими уже привычными обвинениями судей в ангажированности, а чиновников в безнравственности за то, что они не выразили благодарность литературоведу, ведь он бескорыстно за свой счёт соорудил для собственной 5-летней дочери, а также для всех «детей Переделкино» на придомовом участке детскую площадку и спортивный городок.
Напомню, возраст многих жителей Переделкино 75–85 лет, и, о каких детях пёкся Игорь Леонидович, чиновники действительно не поняли. На соседней улице находится специализированная большая детская площадка, с контролем за санитарно-техническим состоянием, указанием телефонов скорой помощи, МЧС и ответственных лиц.
Заключительные выводы Щербинского равно как и апелляционного суда, таковы: «Размещение спортивной и детской площадок, беседок является самовольными постройками… Обязать Волгина И.Л. демонтировать спортивную площадку, детский городок, беседку, расположенные на земельном участке в течение месяца с момента принятия решения».
Однако, несмотря на проигранные суды, эпистолярные битвы продолжаются. Опять пошли коллективные письма, призывающие поддержать Игоря Волгина в его благородном порыве осчастливить переделкинских детей. Дошли такие воззвания и до приёмной Уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка. К делу подключились, сочувствуя, знакомые из Минюста Москвы, и вот новый поворот: определением судебной коллегии 2-го кассационного суда акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Более того, спустя год после начисто проигранных судов к делу привлекается в качестве соответчика ранее «забытая» (хотя принимавшая участие во всех судебных заседаниях) супруга филолога, юрист по образованию – Е.А. Волгина с заявлением, что не учтены её интересы.
Напомню, что договор на аренду (с ежегодной пролонгацией) существовал только с Игорем Волгиным и в 2017 году утратил свою силу. В настоящее время наша «коммунальная» дача-мастерская ожидает определения правового статуса из-за отсутствия документов, как и 22 других объекта Переделкино.
За эти годы семейный статус И. Волгина не раз менялся и за три года судебных тяжб супруги как-то забыли, что их союз прагматично скреплён брачным контрактом. Тут-то и выяснилось, что работы по расчистке земельного участка и оборудованию детской площадки заодно с кортом и стоянкой были проведены за счёт жены выдающегося российского писателя – Екатерины Александровны. А как же коллективные письма, защищавшие Игоря Волгина от неблагодарного Территориального управления, которое не оценило деятельность писателя-подвижника и предпочло действовать «безнравственно и беззаконно». Оказывается «право Волгиной на детский комплекс и резиновую плитку подтверждается брачным договором от 05.12.2014 г. Пунктом 2, которого установлен раздельный режим собственности на имущество, которое будет приобретено в период совместного брака.»
И вот 19.04.2023 г. начинается третий процесс. Выясняется, что «с иском ТО Росимущества чета не согласна, земельный участок они вообще не занимают, а, следовательно, право истца (Росимущества) чета Волгиных не нарушала. Площадка является общедоступной, проход на площадку находится в свободном доступе. Размещение на земельном участке (являющемся собственностью Российской Федерации) беседки так же произведено в интересах жителей посёлка, она является «вспомогательным объектом» и может использоваться при внезапном выпадении осадков, возникновении ветра, а то, что земельный участок огорожен металлическим забором с откатными воротами,.. вовсе не мешает жителям посёлка пользоваться указанными объектами». Для подтверждения этой новой версии ворота несколько дней были открыты, но кроме бродящих собак и кошек, никто не заглядывал. И ворота закрыли.
Дорогие коллеги, есть вопрос: Вы от кого защищаете Волгиных? Их изобретательности можно только удивляться.
Недоумение вызывает и другой момент: все коллективные письма составлены так, а заявления во время процессов сделаны таким образом, что пострадавшим оказывается один только Волгин, он защищает дачно-личное пространство так как будто, меня, его соседки, нет и в помине, словно он полноправный хозяин дома и участка. О моём существовании вспоминают, когда нужно вносить платежи за сломанный забор, поваленные ветром деревья, очистку септика, уборку снега и т.д.
А переделкинская сага продолжается. Заведено новое Гражданское дело №2-2328/2023
Несмотря на возражения Росимущества, указавшего на то, что Городок не имел права давать разрешение на проведённые работы, что строительство детской площадки и беседки не соответствует «виду разрешённого использования земельного участка», иск к Волгиным на этот раз не был удовлетворён. Впереди апелляционный суд, но, вспоминая о неожиданно отменённых актах, смею думать что заработало «позвоночное право», заклеймённое профессором в интервью Олегу Хлебникову в «Новой газете» «У писателя нет возможности защитить себя, кроме своего честного имени».
Несколько дней назад я узнала, что Игорь Леонидович поведал о своих злоключениях ещё одному органу, еженедельнику «Собеседник». Так что, как писал «популярный» (оценка выдающегося российского писателя И. Волгина) поэт Андрей Дементьев»: «Хорошо бы каждый день, начинался с Добрых дел!..
Анна Пугач-Дементьева, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, Художественный руководитель «Дома поэзии Андрея Дементьева»
О достоинстве и чести
В номере «ЛГ» от 25 октября с.г. (№ 42) была напечатана целиком заполнившая две газетные полосы громокипящая статья А. Пугач «Игра в бисер по-крупному» (которая формально как бы является ответом на обращение в «ЛГ» (28 июня, № 25) группы писателей). Этот бесподобный опус можно прокомментировать лишь словами булгаковского героя: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Ибо практически все «факты», изложенные в публикации Пугач, опровергаются документально. Не будем останавливаться на всей лжи, которой, надеемся, будет дана соответствующая правовая оценка. Укажем (причём выборочно!) лишь некоторые из этих моментов.
1. Игорь Волгин никогда не был заместителем председателя Правления МОО «ГП Переделкино», как уверяет Пугач.
2. Сергей Чупринин и Евгений Попов (как уверяет она же) никогда не состояли членами указанного Правления.
3. Никто из нас не знает упомянутого А. Пугач отца Александра. Если имеется в виду протоиерей отец Владимир (Вигилянский), то он является отнюдь не поэтом (как надо бы знать «заслуженному работнику культуры» Пугач), а публицистом и литературным критиком. Впрочем, что взять с информированного автора, который даже не в состоянии правильно указать в газете имя-отчество своих заклятых соседей.
4. Ремонт дома на Тренёва, 8, был произведён за счёт Литфонда. Подтверждающие документы имеются в наличии. Санузлы и прочие блага, якобы бескорыстно подаренные И.Л. Волгину его новыми соседями (о чём Пугач с гордостью поведала не только «ЛГ», но также еженедельнику «Собеседник») – всё это плод воспалённого (мягко выражаясь) воображения автора статьи. А проще говоря, – откровенное враньё.
5. Вопреки утверждениям А. Пугач Андрей Дементьев был-таки официально принят в члены местной общественной организации «Городок писателей Переделкино». Отказано в таковом приёме было вовсе не ему, а исключительно самой А. Пугач. И вопрос о несовместимости её поведения (прежде всего по вполне понятным этическим соображениям) с пребыванием в Городке писателей был поставлен отнюдь не её соседом, а сформулирован в резолюции Правления МОО «ГП Переделкино».
6. Игорь Волгин отнюдь не проиграл, как горячо пытается уверить газету А. Пугач, судебный процесс против МК, где была напечатана инициированная Пугач лживая заметка), а выиграл оный. Цитируем решение Пресненского суда от 23 ноября 2021 г. дословно: «Признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Волгина Игоря Леонидовича сведения, содержащиеся в статье, опубликованной в выпуске № 125… газеты «Московский комсомолец»».
Добавим, что ничего общего с действительностью не имеет и опубликованная в «ЛГ» статья А. Пугач.
Весьма показательно, что «обиженная» соседка ни словом не обмолвилась об исчерпывающем правовом анализе, проведённом заслуженным юристом РФ Анатолией Кучереной (этот анализ опубликован в «ЛГ» № 25 вместе с письмом писателей). Там, в частности, был поставлен вопрос, на каком, собственно, основании Территориальное управление Росимущества (А. Колегов) из 22 подлежащих регистрации объектов Городка писателей сделало исключение только для дома, где незаконно проживает Пугач – очевидно, из особого к ней расположения. Причём в нарушение действующего договора с МОО «ГП Переделкино» так и не передало указанный дом в ведение последнего.
Все писатели, подписавшие обращение в «ЛГ», являются авторами уважаемой и любимой ими «Литературной газеты». А Игорь Волгин, чья стихотворная подборка с напутствием П.Г. Антокольского появилась на страницах «ЛГ» в 1962 г. (двадцатилетний поэт был тогда самым молодым автором газеты!), вот уже шесть десятилетий плодотворно сотрудничает с этим заслуженным органом писательского сообщества. А оно, это сообщество, единодушно полагает, что давно пора положить предел беспримерной травле одного из самых уважаемых своих сочленов. Речь идёт вовсе не о бытовой ссоре, в чём пытается уверить газету А. Пугач (с ней, заметим, никто не ссорился). Речь прежде всего идёт о самом достоинстве литературы, о чести писательского имени, которое в истории нашей словесности нередко подвергалось оскорбительным и несправедливым наветам.
Юрий Ряшенцев, лауреат Государственной премии им. Булата Окуджавы
Владимир Вигилянский, протоиерей, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
P.S.
Недавно в интернете появилось стихотворение:
***
Небольшого звания и чина,
не Тургенев и не Пастернак,
я под вечер выпью капучино
и пойму, что всё идёт не так.
Что бурьяном заросла беседка,
что со мною власть – через губу,
что строчит убогая соседка
день и ночь доносы в ГПУ.
И меня, приладив щит Олегов
на моих поверженных вратах,
мытарь Росимущества – Колегов
жучит не за совесть, а за страх.
Я вручу им розы и левкои,
я скажу, что нету их родней,
лишь бы вы оставили в покое,
то, чем жив я на исходе дней.
Чтобы только вырос мой ребёнок
без неправды на своём веку,
чтоб хватило у меня силёнок
дописать последнюю строку.
Ну а после, как уж ни крути там,
размещайте без обиняков
постранично, в комментах, петитом
ваш бубнёж под каждым из стихов.
Разумеется, это о жизни вообще. Но, как известно, настоящая поэзия всегда права…
* * *
Светлана Врагова, народная артистка Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российский Федерации:
«Я проживаю в Городке писателей Переделкино более тридцати лет. Мой дом находится на одном участке, буквально в сорока-пятидесяти метрах от творческой мастерской Игоря Волгина. Там же бок о бок числится незаконно занимающая часть строения А.Д. Пугач. Всё происходящее здесь совершалось и совершается на моих глазах. И меня не может не возмущать та беззастенчивая ложь, которую наша общая соседка без зазрения совести отважилась выложить на страницах «ЛГ».
Наш участок действительно пребывал в запущенном, чтобы не сказать плачевном, состоянии. Ни Литфонду, ни Росимуществу не было до него никакого дела. И лишь благодаря бескорыстным усилиям моего соседа (исключительно за его собственный счёт) территория была приведена в ухоженный и цивилизованный вид. На заболоченной лужайке возникла общедоступная детская спортивная площадка; на месте сгнившей сторожки – радующая глаз беседка; территория была наконец освещена. И немедленно новоявленная соседка (я бы ещё назвала её злым гением места) стала писать доносы во все мыслимые инстанции, требуя от властей примерно наказать соседа. В частности, она воззвала к депутату Мосгордумы Е.Л. Николаевой, которая, судя по всему, доверилась лживым стенаниям заявительницы. После чего машина завертелась. Территориальное управление Росимущества обратилось в суд с требованием о сносе столь любимой детьми игровой площадки и проч. Начались бесконечные процессы. Весь этот кошмар, длящийся вот уже три с половиной года и сотрясающий Городок писателей, сотворён одним-единственным человеком – Анной Давыдовной Пугач.
Кстати, у всех, кто хотя бы мало-мальски знает Игоря Волгина, не могут не вызвать гомерического смеха те «цитаты», которые Пугач великодушно вкладывает в уста своего соседа. («Мол, вы тут никто, «захочу – выселю»; «вы никто, здесь всё моё, захочу – вообще вас выгоню».) Это индивидуальный авторский стиль самой Пугач, который во всей красе явил себя в её безграмотном СМС, недавно обнародованном в «ЛГ» (№ 25 от 28 июня 2023). Стиль «члена Союза писателей».
Будучи по типу своему полуночницей, я вижу, как до четырёх-пяти утра не гаснет свет в рабочем кабинете Игоря Волгина. Я поражаюсь, как ему, жертве бесконечных судебных тяжб, хватает сил и здоровья писать замечательные, ценимые у нас и за рубежом книги, оставаться любимым профессором для студентов МГУ и Литинститута, вести (вот уже 55-й год!) легендарную Литературную студию «Луч», возглавлять Фонд Достоевского и т.д. и т.п. И при этом воспитывать своего позднего ребёнка – пятилетнюю дочь, которую Росимущество по прихоти никогда не имевшей детей Пугач тщится лишить преступного намерения поиграть на спортивной площадке.
Но, пожалуй, верх лицемерия – то скрываемое Пугач обстоятельство, что она в своё время подписала документ (он имеется в наличии), где выражает полное согласие со всеми произведёнными соседом улучшениями. Впрочем, со своей стороны она тоже «улучшила» природный ландшафт: без чьего-либо согласия, самовольно, вырубила многолетний фруктовый сад, роскошные кусты сирени и другие зелёные насаждения, существовавшие здесь ещё со времён драматурга Н. Погодина, некогда занимавшего этот участок.
Самое интересное, что в своей статье Пугач ни словом не обмолвилась о том, о чём она страстно взывает как публично (см. «Собеседник», № 36), так и приватно – допекая своими призывами сильных мира сего. А именно – учредить в незаконно занимаемом ею помещении на Тренёва, 8, музей Андрея Дементьева. Как старожил этого места, могу засвидетельствовать: указанный поэт не проживал в указанном доме ни одного дня. В Переделкино, замечу, нет музеев А. Фадеева, Л. Леонова, В. Каверина, Н. Заболоцкого, И. Бабеля, А. Межирова, И. Сельвинского, Е. Винокурова, А. Битова, Ф. Искандера, В. Катаева и многих других писателей – тех, кто действительно сыграл выдающуюся роль в нашей литературе. И, очевидно, справедлива мысль – отнюдь не мумифицировать живой писательский посёлок, а создать в одном из его домов единый музей проживавших здесь некогда подлинных мастеров пера.
Усилия Пугач преследуют единственную цель: изображая из себя гонимую «бедную вдову», во что бы то ни стало зацепиться за дом на Тренёва, 8. Для этого, как она полагает, хороши любые средства. В этом смысле (для назидания доверчивого потомства) здесь можно было бы учредить музей самой Пугач.
«Игра в бисер по-крупному» – так озаглавила (или ей посоветовали так озаглавить) Пугач своё бесподобное сочинение. Сочинительница, очевидно, хотела уязвить автора и ведущего одноимённой, названной по роману Г. Гессе, программы – одной из лучших на отечественном ТВ и популярной среди всего русскоязычного мира. Столь же бессмысленно – «Это вам не игра в бисер» – называлась инспирированная ею же и признанная судом клеветнической заметка в «МК». Что ж, каждый играет как умеет».