Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Игра в бисер

01 января 2007

АНИМАЦИЯ

В кинотеатре «35 мм», специализирующемся на зрелищах рафинированных, если не сказать элитарных, показали японский анимационный цикл «Зимние дни», снятый ещё в 2003 году, но до относительно широкого российского экрана добравшийся только теперь. Между тем его здесь ждали с особым нетерпением, поскольку один из фильмов этого международного проекта снимал Юрий Норштейн.
«Зимние дни» (1684 г.) – поэма Мацуо Басё, один из шедевров традиционного японского жанра рёнку, что в переводе значит «сцепленные строфы», – это особого рода «венок» из хайку, сочиняемый коллективно. Цикл начинает всегда самый знаменитый поэт, почётный гость пригласившего его поэтического собрания. Последние две строки его стихотворения становятся первыми в хайку хозяина собрания и так далее по кругу. Идея сделать фильм по тем же правилам родилась у самих японцев. Проект заключался в том, чтобы раздать разным режиссёрам по строфе (которых в поэме всего 36); каждый должен сделать свой кусок так, как сочтёт нужным, а затем отдельные сюжеты сложат воедино.
Приступая к столь любопытно задуманной экранизации национальной поэтической святыни, японцы собрали с миру самые лучшие нитки. Все 36 участвующих в проекте авторов – всемирно признанные мэтры художественной анимации. Аниматоры «со стороны» – это Рауль Серве (отец бельгийской мультипликации), чешский аниматор Бржетислав Пояр, три призёра Оскара (канадец Ко Хоедеман, англичанин Марк Бэйкер и наш Александр Петров), ещё один представитель Канады Жак Друэн и китаец Вонг Бай Ронг.
В качестве почётного гостя, начинающего цикл, в «Зимние дни» был приглашён создатель «›жика в тумане». Примечательно, что сам Норштейн своей работой – производящим необычайно сильное впечатление сюжетом о том, как Басё случайно встречается с апокрифическим персонажем японского фольклора весёлым нищим Тикусаем, – остался не слишком доволен, считая, что не смог добиться нужной интонации… Потом уже для себя он переснял его и теперь собирается озвучивать заново.
Показ анимационного цикла был продолжен документальным «фильмом о фильме», в котором каждый из режиссёров объяснял, как он понял предложенное ему хайку и почему сделал свой эпизод именно таким. В итоге получилась своеобразная (и по-человечески очень трогательная) энциклопедия анимационного мастерства, и, честное слово, наблюдать за этим путешествием по лучшим анимационным «кухням» мира было ничуть не менее интересно, чем смаковать конечный художественный результат – неизменно блестящий в каждом частном случае и завораживающе прекрасный в своём целостном многообразии. 

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS