Дуня Смирнова не помнит, что было до неё
Русская классика у киношников нынче в моде. После беспрецедентного и, кстати, абсолютно заслуженного успеха телевизионной версии «Идиота» лавры режиссёра Владимира Бортко, ставшего культовой фигурой, лауреатом Солженицынской премии, не дают другим покоя. Все дружно бросились экранизировать Толстого, Достоевского, Куприна, Лермонтова, Ильфа и Петрова, Трифонова, не задавая себе неудобного вопроса: имеют ли они творческое право на интерпретацию классических текстов? Не потому ли подлинных удач на этом пути так мало, а катастрофических поражений так много. Но это не останавливает нетерпеливую рать всё новых и новых экранизаторов, сгрудившихся у книг безответных гениев.
Вот и Дуня Смирнова, удостоенная убийственной характеристики «Дунин Бунин» за сценарий фильма «Дневник его жены» о первом русском нобелевском лауреате, замахнулась нынче на великий роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Уже, представьте, не только в качестве соавтора сценария, но и в качестве режиссёра 4-серийного телефильма. Хотя её дебютная картина «Связь», ставшая символом слащавого экранного гламура, оснований для такой творческой дерзости, как мне кажется, не давала. Тем не менее на днях попалось на глаза интервью новоявленной режиссёрши под броским заголовком «У «Отцов и детей» очень несчастливая судьба».
«Я просто наслаждаюсь игрой в один из моих любимых романов, – откровенничает на страницах «Недели» Дуня Смирнова. И дальше простодушно добавляет: – Я много лет мечтала, чтобы кто-то его экранизировал, причём экранизировал не идеологически, а так, как я сама его чувствую и понимаю. Но никто этого не делал, поэтому я решила снять «Отцов и детей» сама».
Скажу честно: после этого признания меня взяла лёгкая оторопь. Допускаю, что для Дуни Смирновой экранизация самого глубокого и загадочного тургеневского романа – всего лишь лёгкая, необременительная игра. Но ведь в отличие от юной журналистки, берущей интервью, Авдотья Смирнова давно уже не девочка. И должна бы помнить или хотя бы знать, что уже на её веку была блестящая и, говоря слогом Смирновой, абсолютно не идеологическая экранизация «Отцов и детей», которую осуществил режиссёр Вячеслав Никифоров по сценарию классика отечественной драматургии Евгения Григорьева (в соавторстве с Оскаром Никичем). Телевизионный фильм, снятый в 1984 году на киностудии «Беларусьфильм» по заказу Гостелерадио СССР, по выходе на всесоюзный экран был с редкостным единодушием принят публикой и критикой, а двумя годами позже удостоен Государственной премии СССР. Эта 4-серийная лента, в которой снимались Владимир Богин, Евгений Самойлов, Владимир Конкин, Наталья Данилова, Борис Химичев, Алексей Кузнецов, Светлана Рябова, Татьяна Догилева, – из разряда таких же эталонных экранизаций классики, как «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица, «Станционный смотритель» Сергея Соловьёва, «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского, «Бирюк» Романа Балаяна, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова...
Неужели Дуне Смирновой это неведомо? Но как можно браться за экранизацию Тургенева, даже не поинтересовавшись, что было до тебя? А если ей это всё-таки ведомо, то каким же самомнением надо обладать, чтобы вот так запросто в торопливой газетной скороговорке «опустить» замечательную картину, которую, к сожалению, нынче нечасто показывают на телеэкране. Но, уверен, зрители её хорошо помнят. И, думаю, ещё не раз вспомнят добрым словом. Не исключаю, что в те самые дни, когда на телеэкране будет идти «Дунин Тургенев».