Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Игра в классики

01 января 2007

РЕПЛИКА

Дуня Смирнова не помнит, что было до неё

Русская классика у киношников нынче в моде. После беспрецедентного и, кстати, абсолютно заслуженного успеха телевизионной версии «Идиота» лавры режиссёра Владимира Бортко, ставшего культовой фигурой, лауреатом Солженицынской премии, не дают другим покоя. Все дружно бросились экранизировать Толстого, Достоевского, Куприна, Лермонтова, Ильфа и Петрова, Трифонова, не задавая себе неудобного вопроса: имеют ли они творческое право на интерпретацию классических текстов? Не потому ли подлинных удач на этом пути так мало, а катастрофических поражений так много. Но это не останавливает нетерпеливую рать всё новых и новых экранизаторов, сгрудившихся у книг безответных гениев.
Вот и Дуня Смирнова, удостоенная убийственной характеристики «Дунин Бунин» за сценарий фильма «Дневник его жены» о первом русском нобелевском лауреате, замахнулась нынче на великий роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Уже, представьте, не только в качестве соавтора сценария, но и в качестве режиссёра 4-серийного телефильма. Хотя её дебютная картина «Связь», ставшая символом слащавого экранного гламура, оснований для такой творческой дерзости, как мне кажется, не давала. Тем не менее на днях попалось на глаза интервью новоявленной режиссёрши под броским заголовком «У «Отцов и детей» очень несчастливая судьба».
«Я просто наслаждаюсь игрой в один из моих любимых романов, – откровенничает на страницах «Недели» Дуня Смирнова. И дальше простодушно добавляет: – Я много лет мечтала, чтобы кто-то его экранизировал, причём экранизировал не идеологически, а так, как я сама его чувствую и понимаю. Но никто этого не делал, поэтому я решила снять «Отцов и детей» сама».
Скажу честно: после этого признания меня взяла лёгкая оторопь. Допускаю, что для Дуни Смирновой экранизация самого глубокого и загадочного тургеневского романа – всего лишь лёгкая, необременительная игра. Но ведь в отличие от юной журналистки, берущей интервью, Авдотья Смирнова давно уже не девочка. И должна бы помнить или хотя бы знать, что уже на её веку была блестящая и, говоря слогом Смирновой, абсолютно не идеологическая экранизация «Отцов и детей», которую осуществил режиссёр Вячеслав Никифоров по сценарию классика отечественной драматургии Евгения Григорьева (в соавторстве с Оскаром Никичем). Телевизионный фильм, снятый в 1984 году на киностудии «Беларусьфильм» по заказу Гостелерадио СССР, по выходе на всесоюзный экран был с редкостным единодушием принят публикой и критикой, а двумя годами позже удостоен Государственной премии СССР. Эта 4-серийная лента, в которой снимались Владимир Богин, Евгений Самойлов, Владимир Конкин, Наталья Данилова, Борис Химичев, Алексей Кузнецов, Светлана Рябова, Татьяна Догилева, – из разряда таких же эталонных экранизаций классики, как «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица, «Станционный смотритель» Сергея Соловьёва, «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского, «Бирюк» Романа Балаяна, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова...
Неужели Дуне Смирновой это неведомо? Но как можно браться за экранизацию Тургенева, даже не поинтересовавшись, что было до тебя? А если ей это всё-таки ведомо, то каким же самомнением надо обладать, чтобы вот так запросто в торопливой газетной скороговорке «опустить» замечательную картину, которую, к сожалению, нынче нечасто показывают на телеэкране. Но, уверен, зрители её хорошо помнят. И, думаю, ещё не раз вспомнят добрым словом. Не исключаю, что в те самые дни, когда на телеэкране будет идти «Дунин Тургенев». 

Леонид ПАВЛЮЧИК

Обсудить в группе Telegram

Леонид Павлючик

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS