Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 декабря 2021 г.
  4. № 50 (6813) (15.12.2021)
Литература

Игра в лёгкость

15 декабря 2021

Алексей Паперный. Пьесы. – М.: Культурная инициатива, 2021. – 240 с.

В пьесах Алексея Паперного разговаривают люди и плакучая ива, камыши и шляпа, комары и комарихи. Не только разговаривают, но иногда и поют.

Пьесы лёгкие, воздушные, прерывистые и одновременно очень эмоциональные. В них – тоска о несбывшемся, которое сбыться и не могло, поскольку его – неуловимого и запредельного – просто не существует. Если, как в детской сказке, попытаться убежать в Африку, то и Африка окажется только цветными картинками из найденного и тут же потерянного альбома.

Уже это противоречие, спрятанное за кружевной тканью пьес, отсылает к абсурду. Абсурд может быть мрачным, тяжёлым, а может быть смешным и весёлым: Хармс отнюдь не тяжёл, абсурдистские анекдоты вызывают смех, юмор часто держится на снятии маски с обыденного и внезапном абсурдистском катарсисе.

Однако нельзя с полным правом отнести пьесы, опубликованные в сборнике, к театру абсурда. Они эклектичны, а сюжетные линии в них вполне отчётливы. Детективные жёсткие коллизии чередуются с мелодраматическими сценками. Много лирики, и вся она – любовная. Обрывки конфликтов, завязанных на личных отношениях, иногда разрешаются в стиле сентиментальных историй. Чувства и лексика, их отражающая, то взлетают к романтизму, то опускаются до бытовой грубости. Трагическое притворяется комедийным. Привычное внезапно исчезает за магическим флёром. Фантастическое вплетается в реальность и оказывается с ним на одном поле простоты. А вот монологи и диалоги как раз внезапно теряют упрощённость банального и приобретают философский оттенок, а чаще – ностальгический. Эта скрываемая в подтексте тоска о том, что невозвратимо, обращающая невозвратимое в воспоминания, создаёт в пьесах дополнительную смысловую грань и оправдывает бесконечную вязь повторов. Сюжетные линии, переплетаясь, сходятся в одну точку истины: «настоящая любовь тиха и бессловесна». А самое большое богатство человека, кроме любви, – воспоминания.

Литературные источники пьес, без труда определяемые: Метерлинк и Брехт (благодаря песням-зонгам), Ионеско и Сент-Экзюпери, – не уводят общего впечатления от прочтения в зону вторичности, а создают иллюзию игры в необыкновенную лёгкость жизни. Игры одного из персонажей – китайского лётчика Джао Да? Может быть…


Чередою годы побежали, побежали, но не прямо, а кривыми

переулками, косыми переулками и выбежали в поле...

А по полю шла и пела длинноногая Марина и махала нам платочком, а над ней летели гуси и держали в клюве знамя, а на знамени написано: Ага! Ага! Ага!

А я сидел и думал:

До чего ж моя жизнь легка

До чего ж моя жизнь… легка

Тэги: Мария Бушуева Пьесы
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда жених нарасхват

    13.07.2023
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Способ лечения человека

    27.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Аллилуйя, вопреки всему

    15.06.2022
  • Отменяя автора Слова,

    35 голосов
  • Не креативность, а творчество

    32 голосов
  • Тонкая нить надежды

    27 голосов
  • Трудно пришлось бы сейчас Льву Толстому

    25 голосов
  • Победа над ужасом обыденности

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS