Номер за май – июнь 2023 года посвящён 320-летию со дня основания Санкт-Петербурга. «Мы любим города, когда они любят нас, – размышляет главный редактор журнала Кирилл Привалов («Петрополис как идея»). – Санкт Петербургу этого не надо. Он знает, что при любых обстоятельствах останется предметом если не всеобщего восхищения, то восторженного созерцания».
«…Санкт Петербург рядом с русскими плечом к плечу создавали французы и немцы, итальянцы и британцы… Он – европейский город с русскими метелями, катаклизмами и страстями, с русской рифмой не по русски прямых площадей и улиц, – читаем далее. – В этом подчёркнутом дуализме, изощрённом симбиозе Запада и Востока и заключается главный смысл Северной столицы, заложенной Петром Великим. Петрополис – это прорыв в будущее с добрыми и честными отношениями между людьми разных государств, это гениальная идея объединения, воплощённая россиянами на все времена. И не только для себя, где бы мы ни жили и где бы ни трудились, но и для всей Европы. Для всего мира».
Вниманию читателя предлагаются статьи «Рождение великого города» (Олег Озеров), «Невская твердыня» (Валерий Новожилов), «Это трудное чудо света» (Константин Лежандр), «Святые храмы Санкт-Петербурга» (Екатерина Григорьева), «Эрмитаж Екатерины II» (Виктория Фёдорова), «Две жемчужины Русского музея» (Оксана Копенкина). В журнале также подготовленная Кариной Энфенджян подборка стихотворений «Город поэтов Санкт-Петербург», материал Вячеслава Катамидзе «Фотожурналист в осаждённом городе», посвящённый работам Давида Трахтенберга, который запечатлел блокадный Ленинград. «Фотожурналисты делали почти невозможное: они умудрялись показывать не только великую трагедию, но и фантастическую стойкость горожан…» – пишет Вячеслав Катамидзе.
Также в этом выпуске текст «Петербург Мстислава Добужинского» (фрагмент книги Сергея Маковского «Силуэты русских художников»), статья Сергея Смирнова о «Ленфильме» «Легендарная киностудия». «Появлению знаменитой киностудии предшествовало важное событие, – пишет Сергей Смирнов, – 16 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. В антракте оперетты зрителям продемонстрировали десятиминутную подборку документальных фильмов братьев Люмьер. «Ожившие картинки» стали сенсацией, а Петербург – местом рождения отечественного кино…»
Интересно наблюдение Александра Балтина в статье к 120-летию со дня рождения Николая Заболоцкого. Размышляя о языке поэта периода «Столбцов», он отмечает, что язык этот «густ и сломан: сломан в колене, в узле, предполагающем новаторство, которым и одарил Заболоцкий русскую речь (прозаический аналог дал М. Зощенко): речь, обогащённую им, как уран, впитал Петербург, которому суждено было меняться, может быть, не так, как видел поэт, но формула, им выведенная, играет метафизическими символами времён…»
В материале Алексея Шульгина воссозданы образы художников-гравёров: Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Павлова, Владимира Фаворского, Елизаветы Кругликовой, Вадима Фалилеева, Михаила Маторина, Сергея Харламова.
В новом номере «Русской мысли» представлены: подборка стихотворений Александра Кушнера, в творчестве которого образ Санкт-Петербурга – Ленинграда занимает особое место; интервью-монолог главного редактора журнала «Звезда» Якова Гордина «О двойственности мировых культур»; очерк Вячеслава Недошивина «Розы… и крест».
В рубрике «Православный вестник» – статья Екатерины Луговой «Кирилл и Мефодий: миссия, изменившая мир» (ко Дню славянской письменности и культуры).
Николаевской эпохе Российской империи посвящён материал Тео Гуриели.
Также в номере репортаж Татьяны Аксёновой о торжественной церемонии вручения литературной премии «Гипертекст», рассказ Владимира Малышева «Не может быть» из книги «Возвращение», выпущенной издательством «Вече», статья Игоря Сухих об Ирине Одоевцевой, материал Августина Соколовски «Вознесение и Пятидесятница».