Редко исполняемыми произведениями украсили мартовскую афишу виолончелисты Александр Рамм и Сергей Антонов. Рамм исполнил Концерт для виолончели с оркестром Николая Мясковского. Необъяснимо почему сочинения талантливого композитора почти забыты. Он, кстати, ближайший друг Сергея Прокофьева и первый слушатель многих его пьес. Сергей Сергеевич высоко оценивал творчество Мясковского. Но время, оказывается, может быть несправедливым. Александр Рамм попытался изменить ситуацию и сделал это талантливо и виртуозно вместе с Филармоническим оркестром России под управлением Александра Соловьёва. А Сергей Антонов с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова и дирижёром Конрадом ван Альфеном (Нидерланды) играл Венгерскую рапсодию Поппера и Концертштюк Дохнаньи. Как всегда превосходно.
Один из лучших российских пианистов Алексей Володин в Большом зале консерватории представил новую программу «Шекспир в музыке» – удачную и интересную. Играл замечательно. Шекспира вспомнил достойно. Не побоялся в одной программе соединить антиподов – Прокофьева и Метнера. Более всего, на мой взгляд, удалась не имеющая к Шекспиру прямого отношения Соната № 1 ре-минор Рахманинова. У Володина всё всегда украшает мысль. Безудержный Рахманинов в обаянии собственной мысли и мысли исполнителя! Энергия ритма, сила рахманиновских пассажей, виртуозная усложнённость – Володину удаётся всё.
Приезжал сэр Андраш Шифф. Удивительный музыкант. В программу вошли последние сонаты Моцарта, Гайдна, Бетховена и Шуберта. Пианист никак не объяснил своего выбора, но, думаю, здесь присутствует возраст. Безупречная техника и свой стиль. Шифф не жалует страсти, и расслышать их можно было только в первой части 32-й сонаты Бетховена. Чувствовалось особое отношение сэра Андраша к композитору. Заметно это было даже по выражению лица. Но вот бетховенские раскаты, громы, драматические намёки позади, и Шифф в своей стихии: созерцательность, иллюзорность, философичность. Поздний стиль Бетховена действительно был близок всему перечисленному. И можно было только восхищаться тем, как понимает всё это пианист. Но вот в 21-й Сонате Шуберта, в её второй и четвёртой частях, этого было до обидного мало. Шифф убрал выразительные и, можно сказать, острые моменты, как бы затушевал их и дистанцировался от того, что может ранить чувства. Видимо, лондонская жизнь спокойна и благополучна, течёт размеренно, и эти обстоятельства менять не хочется даже в угоду великим именам.
Случались в марте и начала. Слушал концерт класса талантливейшего педагога ЦМШ при Московской консерватории Киры Александровны Шашкиной. Некто Алексей Мищенко впервые на публике исполнил «Волынку» Моцарта, пьесу Галынина «Зайчик», Марш Шостаковича. Сам принёс подставку для ног, так как этим ногам ещё долго расти до педалей. Вполне справился, хвастался своей красивой бабочкой. Кто знает, может быть, это начало значительной фортепианной судьбы. Кира Александровна – большой мастер на этот счёт. Её ученик – выдающийся пианист современности Михаил Плетнёв, известные уже пианисты Алексей Чернов, Филипп Копачевский, Дмитрий Аблогин, Злата Чочиева и многие другие. Держись, Алеша!
«Играйте возвышенно» – совет Натана Перельмана. По-моему, очень дельный.