Способна ли культура повлиять на экономику и политику? Изменить сознание людей, обратив их сердца к доверию и взаимопониманию? Есть ли общее будущее у стран Содружества? Что нас объединяет? Об этом и о многом другом мы беседуем с исполнительным директором Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ Арменом Смбатяном.
– Армен Багратович, вы человек разносторонних интересов и дарований: композитор, политик, дипломат, общественный деятель. Трудно ли гармонично совмещать эти ипостаси?
– Всё вместе – это культура. Я за такое определение. И политика – культура. Культура общения, стратегии, межгосударственных отношений. Культура этики и эстетики. Что такое политика? Это некая межгосударственная шахматная игра, где нужно предвидеть будущие ходы, владеть ситуацией в целом. Выстроить верную тактику, зная стратегию, чтобы подойти к нужному финалу, – разве это не культура?
– Однако искусство вещь бескорыстная, а в политике важно прежде всего отстаивание своих интересов…
– Я думаю, что человек, который работает в области политики, культуры, должен придерживаться единых нравственных принципов. Нельзя быть в одной области порядочным, а в другой нет. Так не бывает. В противном случае это катастрофа. Поэтому необходима общая культура всего, что ты делаешь, чем ты занимаешься.
– Похоже на идеал человека будущего…
– Ну давайте хотя бы стремиться к нему! Конечно, мы не святые, но ведь это не отменяет стремления к совершенствованию, скорее, наоборот – постоянно призывает нас к этому.
– А композитором вы себя ощущаете? Что-нибудь пишете?
– К сожалению, я сейчас не пишу, и уже довольно давно. Ведь для того чтобы писать, нужно не только располагать свободным временем, надо пребывать в особой атмосфере, иметь необходимое состояние души. Только тогда подсознательно можно получить ту информацию, которая будет просто закрыта, если человек не настроен на определённую волну. Ведь настоящий композитор ничего не выдумывает, он всего лишь получает информацию и передаёт через музыкальные звуки.
– То есть приходит какая-то мелодия?
– Не только мелодия. Это некая целостная информация, некая форма, не поддающаяся разъятию на отдельные компоненты. Знаете, если композитор задумается, как он пишет музыку, то он не сможет её писать. Это должно быть спонтанно, ты не слышишь что-то чистыми звуками, ты вдруг в целостной форме ощущаешь будущее звучание музыкальной композиции. Это очень интересный и сложный процесс.
Да, я писал музыку, но я не тот настоящий композитор, который не может не писать. Потому что композитор – не тот, кто пишет музыку, а тот, кто не может не писать. Но это моя профессия, и я горжусь ею.
– А ностальгии нет? Не хочется всё бросить и начать писать музыку?
– Нет, такой слабости нет. Бывает, конечно, иногда, когда что-то не ладится в жизни, на работе, думаешь: вот сейчас всё брошу и начну сочинять. Но это слабость. Однако у деятеля культуры, который занимается дипломатией, есть интересное отличие. Дело в том, что как профессионал я чувствую форму и всегда довожу её до конца, потому что иначе у меня нет конечного продукта. Ведь главное в каждом деле – создать форму, нечто цельное, завершённое, от начала до финала.
– В настоящее время вы возглавляете Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Несомненно, одно из крупнейших мероприятий, проходящих с активным участием МФГС, – международные форумы творческой и научной интеллигенции. В октябре текущего года должен состояться уже VI форум. Как, на ваш взгляд, влияют встречи такого уровня на общее будущее стран Содружества?
– Да, в октябре этого года состоится уже VI форум. И поскольку 2011 год объявлен Годом культурно-исторического наследия стран СНГ, форум будет посвящён данной теме. Но надо понимать, что форум – это некое итоговое мероприятие, а в течение всего года было проведено более 170 различных мероприятий, направленных на изучение и сохранение нашего общего культурного наследия. И проходили они в разных странах Содружества. Однако наша задача гораздо шире. Мы пытаемся выйти за рамки СНГ и наладить культурное сотрудничество с Европой, Америкой, Китаем. Ведь культура не может существовать в замкнутом пространстве, она не признаёт никаких границ и стремится к мировым, вселенским масштабам.
Нам очень бы хотелось, чтобы о нас знали. Поэтому мы и обращаемся к западным странам с предложением провести там какие-то мероприятия, а они в ответ привносят свои инициативы. Нам важно, чтобы со стороны увидели и оценили нашу работу. Ведь культура не может развиваться локально, в отдельно взятой стране. Нужна подпитка, нужно творческое общение.
Сегодня очень интересное время. Если в период существования Советского Союза люди общались, скорее, принудительно, потому что такова была идеология государства, то сегодня общение совершенно добровольное, никто никого не может заставить, всё только по желанию. А желание общаться есть. Оно огромно. Совершенно искреннее и бескорыстное. Люди хотят говорить друг с другом, увидеть мир глазами другого человека с иной культурой, иным менталитетом, узнать что-то новое. Мы все – граждане стран СНГ – родные люди. У нас гораздо больше общего, чем может показаться. Мы не разделяем себя на сорта – первый, второй, третий, мы все равны, мы все одинаковые, нет ни старшего, ни младшего брата.
Сейчас мы активно стараемся привлечь к этому общению молодёжь. Поколение, которое выросло уже в суверенных государствах. И которое не совсем понимает, что такое СНГ и как нужно относиться к странам, существовавшим когда-то в составе единого государства. Заграница в их понимании – это Франция, Германия, а никак не Армения или Казахстан. От этого стереотипа нужно избавляться. Заграница – это всё, что находится за границами твоей страны, в том числе и другие государства СНГ, и там тоже можно найти много интересного, научиться выстраивать отношения с соседями, отнестись к ним с пониманием и доверием. И главная функция фонда в данной ситуации – создать условия и благоприятную атмосферу для такого рода общения. Необходима комфортная атмосфера вокруг самих себя. В итоге это превратится в мощную действенную силу. Дружба народов в новом звучании – это не пустые слова, это общение единомышленников, это поддержка, это помощь.
А на форумах творческой и научной интеллигенции мы собираем ежегодно элиту стран Содружества. VI форум мы начинаем с фестиваля «ТЭФИ-Содружество». На открытии будет представлена уникальная выставка художников из стран СНГ. Они за месяц до начала форума выехали в Киев, чтобы создать свои работы и встретить гостей экспозицией «Киев глазами молодых художников».
На форуме будут работать несколько профильных палат: «Образование, наука, технологии и инновационное развитие», «Здоровый образ жизни, экология и природно-заповедный фонд», «Историко-культурное наследие и культурно-познавательный туризм», «Классическое и современное искусство», «Литература, книгоиздание, перевод», «Информационные технологии и коммуникации». Одна из важнейших палат посвящена средствам массовой информации. Ежегодно мы планируем проводить международные медиаконгрессы в разных странах СНГ. 29 сентября такой медиаконгресс открывается в Сочи. Сегодня это очень актуально. Без СМИ невозможно представить полную картину мероприятия, трудно добиться того, чтобы о тебе узнали, мы просто физически не можем связаться сразу со всеми нужными и интересными людьми из стран Содружества. А телевидению это вполне под силу, поэтому оно в данном вопросе будет играть огромную роль.
За время моей работы исполнительным директором МФГС я понял, что очень сложно на расстоянии понять и почувствовать другой народ. Нам только кажется, что мы понимаем. Знаем пару писателей, пару политических деятелей и думаем, что знаем страну. Это неправда. Нужно пытаться проникнуть глубже и узнать по-настоящему. Я сейчас много езжу по странам СНГ и начинаю ощущать, какая огромная ценность рядом с нами! Это удивительно. Каждый народ уникален, со своим мироощущением, со своим бытом, креативным мышлением. Рядом с нами колоссальное богатство, и надо очень бережно к нему относиться. И обязательно передать это отношение молодому поколению, которому предстоит в дальнейшем определять будущее стран СНГ.
– Культура – величайший механизм дружелюбия. Способна ли она, на ваш взгляд, сгладить экономические и политические разногласия на пространстве Содружества?
– Культура может сыграть самую важную роль. Не будет человеческих отношений, не будет понимания и доверия – не будет ничего – ни экономики, ни политики. Конечно, для многих более приемлем сугубо прагматический подход с точки зрения экономической выгоды, но это не основное. Культура может стать мощным локомотивом для государства, для целых народов. Культура способна сделать по-настоящему интересной жизнь стран Содружества, конкретных людей, живущих там.
Конечно, сегодня есть конфликты между странами СНГ, своеобразное оливье, что неизбежно при любом развитии и росте, но это не означает, что мы не должны развивать и поддерживать наши отношения в гуманитарной сфере. Наоборот. Ведь в основе сотрудничества – культура человеческих отношений. И, несомненно, культура способна духовно оздоровить общество и сгладить любые противоречия.
– Вы очень точно сказали, что понимание рождает доверие. Когда есть доверие, легче договориться в любой сфере.
– Конечно. Надо доверять. Надо общаться. Надо смотреть друг другу в глаза. Говорить правду. Не бояться. И тогда всё получится. Как правильно сказал Михаил Ефимович Швыдкой, с культурой у нас всё нормально, у нас проблемы со слушателем, со зрителем. Для кого создаются произведения искусства? Надо стараться постепенно поднимать уровень слушателей и зрителей, но для этого нужно сначала самим стать интересными и привлекательными, чтобы люди потянулись.
В советское время для культуры наших бывших республик был «золотой век». Какое значение придавалось культуре! Конечно, это было в большей степени продуктом идеологии, но факт остаётся фактом. Какие произведения искусства создавались! Какие были театры! Какие оркестры! Замечательные писатели, высокопрофессиональные переводчики!
Сегодня, к сожалению, государство не так заинтересовано в культуре, это по нынешним временам воспринимается как дополнительное обременение – слишком много других социально значимых нужд. Тем более что вложенные в культуру деньги вернутся не сразу, может быть, только через поколение, ведь сознание человечества так быстро не меняется…
– И что делать в этой ситуации?
– Убеждать. Когда авторитетное сообщество обращается к государству с убедительной, обоснованной просьбой, всегда есть отклик. На долгое время у нас практически вышли из употребления такие понятия, как меценатство, спонсорство. В начале 90-х спонсорство существовало преимущественно в сфере шоу-бизнеса. Но это массовая культура, не о ней речь.
В последние годы эти понятия стали постепенно возвращаться. Спонсорская помощь сегодня снова направлена в сферу искусства. Например, серьёзная помощь оказывается классической музыке…
Это означает, что приходит время понимания того, что без культуры жить невозможно, без культуры не будет прогресса, не будет обеспечена безопасность наших детей. Играющий Моцарта преступником не станет! Ему, понятное дело, совершенно необязательно быть музыкантом. Но если ребёнок с детства воспитывается в такой культуре, то он вырастет порядочным человеком, настоящим гражданином. Может быть, я несколько романтично говорю, но очень бы хотелось, чтобы всё действительно было именно так.
– Исходя из вашей формулы: «настоящая политика – это проявление культуры», каким вам видится будущее стран СНГ? Сейчас, в преддверии юбилейной даты – 20-летия образования СНГ, этот вопрос особенно актуален.
– Тому, кто ответит на этот вопрос, надо сразу дать Нобелевскую премию!
– Тогда у вас есть шанс.
– Я буду к этому стремиться… Но если серьёзно, то мы прежде всего должны добиться того, чтобы между странами Содружества установились комфортные отношения. Необходимо снять конфликты, у многих бывших республик остались страх, настороженность. Но прошлое никогда не вернётся, сегодня возможна только одна форма отношений – партнёрство, союзничество. Должно быть главное – уважение. Мы пробуем это делать. Скажем так, пилотные версии партнёрства, уважения и близости у нас получаются. И, конечно, обязательно будет отдача.
Беседу вела