«Двадцатое столетие – время людей вероломных и нахальных, в чём-то даже ненормальных. Я хочу быть человеком простым, хочу жить без хитрости и глупости.
Мне весело и интересно рисовать свой мир. Я считаю, что в искусстве нет канонов. Каждый исполняет свою песню. Искусство бескрайнее и необъятное... Тот, кто искренен перед своим сознанием в искусстве, тот останется, а кто неискренен, тот исчезнет, испарится, словно его и не было.
Я знаю одно, что люблю жизнь, своих родных, братьев, сестёр, друзей и всё человечество. Это тайна и цель моего творчества».
Таково творческое кредо художника Камиля Камала, азербайджанца, но жителя Беларуси, воспитанника российской, а потом и белорусской художественной школ. Его живописные полотна заполнены образами, возникшими из фантазий и философских размышлений, воспоминаний детства и опыта прошедших жизненных лет. Кажется, что мастер балансирует на границе существующего и придуманного, на границе пластики и дисгармонии, цветовой праздничности и монохромной сдержанности. Кажется, что он пытается схватить неуловимую сущность мгновения и не торопится спуститься к обыденности существования.
Картины Камиля Камала не спутаешь с другими полотнами. Он своеобразный, яркий, искренний, радостный. В его картинах нет излишней динамики и движения, нет борьбы. Там есть успокоенность забытья, сосредоточенность медитативного всматривания в морские волны, в воздух, освещённый лучами солнца, в пространство, обозначенное вдали камнями – спутниками истории. Там есть люди, которые встречаются, размышляют, вглядываются в бесконечное пространство вокруг них. И тогда возникает желание остановить свой суматошный бег, успокоиться, всмотреться в самого себя. Да и что есть жизнь, если не стремление к вечности?
В картинах Камиля Камала расплавленная тягучесть яркого восходящего солнца мягко перетекает в медовые краски вечера. Взгляд словно погружается в эти тёплые цветовые глубины фона и оставляет у читателя ощущение спокойствия. И зритель неожиданно втягивается в процесс художественной медитации, которая не оставляет места интеллектуальным размышлениям, а просто подчиняет сознание человека эмоциональным волнам – слаженности с самим собой.
Камиль Камал представляет весь Восток, не стереотипный, с шумными базарами, а сказочный, неизведанный, таинственный. Который пришёл в нашу действительность из сказок про Али-Бабу и Синдбада-морехода.
Для жителей восточных стран (в Турции, Азербайджане у художника довольно часто проходят персональные выставки) Камиль Камал давно уже стал белорусским или европейским художником, у которого от восточного остались менталитет и темы, навеянные детскими воспоминаниями. Европейская художественная школа повлияла на его развитие, натурально вплелась в канву его искусства, захватила пластическими поисками.
Камиль Камал родился в Грузии. Первые творческие шаги сделал в Бакинском художественном училище имени Азим-Заде. Окончил три курса Ленинградской академии искусств имени И. Репина. Мастерская Евсея Моисеенко и его классические принципы живописи стали первым шагом для близкого знакомства с традициями реалистической школы. Некоторое время Камиль Камал жил в Москве, в Киеве. Потом он приехал в Минск.
В 1984 году Камиль Камал стал студентом отделения живописи Белорусского государственного театрально-художественного института. Он постигал науку цветоделения под руководством профессора Петра Крохалева. Через некоторое время Камал перешёл на монументально-декоративное отделение института, где получил возможность объединить своё своеобразное восприятие мира и принципы мастерства.
Как вспоминает народный художник Беларуси Гавриил Ващенко, тогдашний заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства: «В нём ощущался неординарный творец. И мне нравилось, что вдали от родного края он сохранил национальные традиции. Не хотелось переделывать его, а наоборот, было желание сохранить в нём самобытность и непохожесть на творчество белорусских художников».
Камиль Камал действительно попал в атмосферу свободного творчества. Выпускники кафедры владели мастерством создания мозаики, росписи, энкаустики и витражей. Они видели окружающее через абстрагированные образы, сосредотачивались на форме и поиске пластичности художественного языка, искали в творчестве знаковость, обобщения и философские размышления.
В монументальных композициях Камиля Камала заметно хорошее владение принципами композиционного построения, утончённость линий, гармония цветового решения, естественная пластичность человеческих фигур, деликатность в разработке сюжетов. И уже в этих первых работах художника большое значение придаётся пространству. Оно играет самостоятельную роль, имеет глубину и особую знаковость. За свою дипломную работу – монументальную роспись «Зов мечты» в 380 квадратных метров, многофигурную роспись в общеобразовательной школе № 181 в одном из микрорайонов Минска, он получил стипендию Союза художников СССР. В творческом багаже художника также росписи в столичном магазине «Медицинская книга», в кафе «Колобок», витражи в ресторане «Астара». Но некоторые работы остались незаконченными. Эскизный вариант витража «Просветителям Азербайджана» Камилю Камалу так и не удалось увидеть в материале.
К сожалению, в начале 1990-х годов экономическая ситуация в Беларуси не содействовала развитию монументально-декоративного искусства. И большинство художников-монументалистов занялось станковой живописью, привнеся в неё большую степень образной экспрессивности. Среди них был и Камиль Камал.
Мастерская художника находится в Минском художественно-производственном комбинате при Белорусском союзе художников. Площадь её небольшая, но это не помешало Камилю Камалу сделать на её стенах небольшую выставку. Он считает, что самые близкие и дорогие его сердцу картины должны всегда оставаться с ним.
Камиль Камал неохотно расстаётся со своими картинами. Его волнует, в чьи руки она попадёт. Бывали случаи, когда он просто отказывался от продажи своих работ – и ни разу об этом не пожалел.
«Диоген – вот герой и бог в моём восприятии, – говорит художник. – Это человек, для которого деньги не имели никакой цены. Как и он, я не ищу материальной выгоды, я ищу вокруг себя людей…»
Загадочность – одна из черт творческого таланта Камиля Камала. Художник увлекается литературой, любит произведения Пушкина, Омара Хайяма, Конфуция… И считает художника «посредником между людьми и богом». Один из наиболее важных для художника образов – образ дервиша, мусульманского мистика. Кажется, что сам Камал, как и дервиши, кладёт в основу философии своего творчества идею личных взаимоотношений человека и Бога через молчаливое созерцание, которое даёт человеку именно художник.
Некоторые его работы так и называются: «Страсть Дервиша», «Дервиш. Свирель жизни». На них – одинокая фигура человека, исчезающего вдали. Для художника дервиш стал собирательным образом мудрости. И необязательно, чтобы это был именно человек. В скульптурном изображении дервишем становится птица. Живописное полотно «Дервиш, несущий свет» важно для понимания мироощущения художника. В вязком коричнево-жёлтом пространстве вырисовывается фигура человека. Она чётко не обозначена, её очертания теряются в пространстве, откуда пришёл дервиш, и одновременно и в движении вперёд. Бородатый старый мудрец несёт в руках свечку. Человек в пустоте бездуховности ищет истину, но путь этот сложный и непростой. Тема духовных поисков, духовного пути, на котором мы все путники, часто встречается в литературе и искусстве, особенно восточных.
«Вот один человек неподвижно сидит всю жизнь в чайхане придорожной пыльной и рассказывает сказки в воздух, в ветер немой, а его знает весь мир. А второй путешествует по всему миру и тоже безумствует, его пыльный язык бьётся во рту, как горная река в камнях. И никто его не знает, кроме дорожной пыли, где ступали никчёмные ноги его или бежали бесследные колёса его…» – так говорил Ходжа Насреддин.
Так и художник рассказывает сказки на полотне, и перед ним разворачивается картина мира, сегодняшнего и былого. Одно из наиболее любимых живописных полотен Камиля Камала так и называется – «Судьба любимого города». Пересказать содержание работы сложно. Высокая скала упирается в небосвод. На одной из площадок стоят верблюды. Вместо горбов на одном из них просматривается силуэт древнего города. Мучительная и сложная судьба своей Родины – вот что стремился показать автор в этой картине.
Почти все картины Камиля Камала знаковые. Знаками становятся для него деревья как символы жизни, птицы как символы вечности, звери, напоминающие львов, тигров, слонов, даже домашних козочек или вообще фантастических существ, ангелы, камни, цветы. Это – острова вечности, забытые кусочки рая, детские сны и сказки…
Неожиданно интересно и ярко раскрылся в последние годы талант Камиля Камала в графике. Его литографии и офорты удивляют виртуозностью, лёгкостью линий, философской глубиной образов. Графика художника часто становится частью оформления книг Алеся Карлюкевича, Ганада Черказяна, Тимура Зульфикарова.
Последние несколько лет Камиль Камал увлёкся скульптурой. Свои работы он обязательно отливает в бронзе. Художник пытается играть со светотенью, оставляет некоторые части или фигуры незавершёнными. Эффект получается неожиданным. Художник достигает утончённости, чувственности, внутренней мощи.
Когда Камиль Камал размышляет о своей жизни, он чувствует себя азербайджанцем. И белорусом также, потому что именно на этой земле раскрылись все его таланты.
Он мечтает написать картину – о Востоке и Западе. Но не для того, чтобы подчеркнуть созерцательность одной части света и прагматичность другой. Камиль Камал мечтает хотя бы в своих картинах построить новую вавилонскую башню. И действительно, «как без ночи может быть день?..»
Работы К. Камала из серии «Игры на краю земли. Восток»