Эполеты и аксельбанты, военная выправка и льстивые поклоны, чиновники, беспросветная бедность и реки слёз. «Повесть о капитане Копейкине, или Приходите завтра!», поставленная и сыгранная режиссёром Игорем Неупокоевым и актёрами «Театра Простодушных», – удивительно современная и, увы, вечная история.
«Театр Простодушных», лауреат Московского фестиваля особых театров «Протеатр» и Международного фестиваля «Доверие», отмечен высшей театральной премией Москвы – «Хрустальной Турандот», премией президента Российской Федерации. Театр, где уже через пять минут после начала действа начисто забывается, что почти все актёры – люди с синдромом Дауна…
Особая магия, ощущение символичности, ирреальности происходящего – фирменный знак, отличающий «Простодушных» от других театров.
Однажды на отдыхе Игорь Неупокоев познакомился с членами общественной организации «Даун-Синдром» и предложил занять ребят игрой в театр. Сочинил пьесу «Дюймовочка», разучил её с ними за две недели… Главную роль сыграла Елена Чумакова. Она двигалась так естественно, выражала эмоции так непосредственно, что Игорь понял: перед ним настоящий самородок. Потом она сыграет мать капитана Копейкина, и зрители вслед за ней будут плакать над сыном, вернувшимся с войны калекой.
Сначала режиссёр решил сделать подобие моноспектакля, а своим необычным артистам поручить лишь отдельные мизансцены и реплики. Но постепенно он начал отдавать им всё больше «лакомых кусочков» спектакля. И под конец щедро раздал всё, оказавшись в гоголевском пространстве с ними на равных.
Репетиции длились два с половиной года: без денег, без хорошего помещения. Мундиры и платья брали напрокат в мастерских Театра им. Ермоловой, потом мастерские им эти костюмы подарили. Место для репетиций тоже нашли случайно, в одной из школ. Когда спектакль был наконец готов, его сыграли в «Театре. doc» – на сцене, известной смелыми, авангардными постановками. Премьера принесла успех, но не деньги. Впрочем, «Театр Простодушных» так и называется: благотворительный проект.
В этом году вместе со звёздами – Сергеем Макаровым, Марией Нефёдовой, Дмитрием Поляковым – на сцену выходит уже младшая группа актёров, которым по 17–18 лет.
– Молодёжь труппы очень отличается от участников первого состава, – говорит Игорь Неупокоев. – Теперь родители знают, что ребёнка с синдромом Дауна нельзя держать в четырёх стенах, он должен жить так же, как его сверстники, – учиться в обычной школе, заниматься спортом, музыкой, развивать свои способности. Поэтому эти ребята более общительные, живые, увлечённые, бойчее говорят, свободнее двигаются, мыслят. Воспитанник Вальдорфской школы Дима Сенин, играющий одного из Бесов в «Прении Живота со Смертью», выучил назубок свою отнюдь непростую роль с помощью компьютера и теперь подсказывает текст режиссёру и партнёрам. Влад Сануцкий (у него в спектакле роль отшельника) учится играть на флейте, чемпион Параолимпийских игр по плаванию. Никита Паничев – столяр-краснодеревщик, кроме работы и театра он успевает ещё и осваивать фортепьяно.
Игорь Неупокоев без излишнего пафоса считает, что созданный им театр интегрировал этих ребят не просто в общество, но в современную отечественную культуру. «Простодушные» заняли в ней своё законное место. Сергей Макаров, исполнитель одной из главных ролей в фильме Геннадия Сидорова «Старухи», уже снимается в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Другие также играют в некоторых сериалах, участвуют в телепрограммах.
Люди с синдромом Дауна в отличие от многих профессиональных артистов идеальные исполнители: не рефлексируют, не капризничают. Запомнив один раз свою роль, они не забудут её уже никогда. Пройдя со своими необычными артистами годы упорного труда, Игорь Неупокоев понял: люди с синдромом Дауна, возможно, не обладают абстрактным мышлением, зато эмоциональная, чувственная сфера выражена у них намного ярче, полнее, чем у обычных людей. Поэтому для искусства они просто находка!
Вместе с Игорем артисты и их родственники выезжают на пикники к Спасскому монастырю, смотрят спектакли других театров – это важно для учёбы. В этом году им предстоят большие гастроли в Белгороде и Курске. Первоначальная прагматичная цель – создать уникальный, пусть даже маргинальный театральный проект – всё чаще отходит на задний план, гораздо важнее становится жизнь тех, кого приручил. А они со своим особым взглядом на мир во всём остальном обычные люди. Просто чуть более наивные, незащищённые, доверчивые.