Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Игры «Простодушных»

01 января 2007

ТЕАТР КАК ЛЕКАРСТВО

Эполеты и аксельбанты, военная выправка и льстивые поклоны, чиновники, беспросветная бедность и реки слёз. «Повесть о капитане Копейкине, или Приходите завтра!», поставленная и сыгранная режиссёром Игорем Неупокоевым и актёрами «Театра Простодушных», – удивительно современная и, увы, вечная история.

«Театр Простодушных», лауреат Московского фестиваля особых театров «Протеатр» и Международного фестиваля «Доверие», отмечен высшей театральной премией Москвы – «Хрустальной Турандот», премией президента Российской Федерации. Театр, где уже через пять минут после начала действа начисто забывается, что почти все актёры – люди с синдромом Дауна…

Особая магия, ощущение символичности, ирреальности происходящего – фирменный знак, отличающий «Простодушных» от других театров.

Однажды на отдыхе Игорь Неупокоев познакомился с членами общественной организации «Даун-Синдром» и предложил занять ребят игрой в театр. Сочинил пьесу «Дюймовочка», разучил её с ними за две недели… Главную роль сыграла Елена Чумакова. Она двигалась так естественно, выражала эмоции так непосредственно, что Игорь понял: перед ним настоящий самородок. Потом она сыграет мать капитана Копейкина, и зрители вслед за ней будут плакать над сыном, вернувшимся с войны калекой.

Сначала режиссёр решил сделать подобие моноспектакля, а своим необычным артистам поручить лишь отдельные мизансцены и реплики. Но постепенно он начал отдавать им всё больше «лакомых кусочков» спектакля. И под конец щедро раздал всё, оказавшись в гоголевском пространстве с ними на равных.

Репетиции длились два с половиной года: без денег, без хорошего помещения. Мундиры и платья брали напрокат в мастерских Театра им. Ермоловой, потом мастерские им эти костюмы подарили. Место для репетиций тоже нашли случайно, в одной из школ. Когда спектакль был наконец готов, его сыграли в «Театре. doc» – на сцене, известной смелыми, авангардными постановками. Премьера принесла успех, но не деньги. Впрочем, «Театр Простодушных» так и называется: благотворительный проект.

В этом году вместе со звёздами – Сергеем Макаровым, Марией Нефёдовой, Дмитрием Поляковым – на сцену выходит уже младшая группа актёров, которым по 17–18 лет.

– Молодёжь труппы очень отличается от участников первого состава, – говорит Игорь Неупокоев. – Теперь родители знают, что ребёнка с синдромом Дауна нельзя держать в четырёх стенах, он должен жить так же, как его сверстники, – учиться в обычной школе, заниматься спортом, музыкой, развивать свои способности. Поэтому эти ребята более общительные, живые, увлечённые, бойчее говорят, свободнее двигаются, мыслят. Воспитанник Вальдорфской школы Дима Сенин, играющий одного из Бесов в «Прении Живота со Смертью», выучил назубок свою отнюдь непростую роль с помощью компьютера и теперь подсказывает текст режиссёру и партнёрам. Влад Сануцкий (у него в спектакле роль отшельника) учится играть на флейте, чемпион Параолимпийских игр по плаванию. Никита Паничев – столяр-краснодеревщик, кроме работы и театра он успевает ещё и осваивать фортепьяно.

Игорь Неупокоев без излишнего пафоса считает, что созданный им театр интегрировал этих ребят не просто в общество, но в современную отечественную культуру. «Простодушные» заняли в ней своё законное место. Сергей Макаров, исполнитель одной из главных ролей в фильме Геннадия Сидорова «Старухи», уже снимается в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Другие также играют в некоторых сериалах, участвуют в телепрограммах.

Люди с синдромом Дауна в отличие от многих профессиональных артистов идеальные исполнители: не рефлексируют, не капризничают. Запомнив один раз свою роль, они не забудут её уже никогда. Пройдя со своими необычными артистами годы упорного труда, Игорь Неупокоев понял: люди с синдромом Дауна, возможно, не обладают абстрактным мышлением, зато эмоциональная, чувственная сфера выражена у них намного ярче, полнее, чем у обычных людей. Поэтому для искусства они просто находка!

Вместе с Игорем артисты и их родственники выезжают на пикники к Спасскому монастырю, смотрят спектакли других театров – это важно для учёбы. В этом году им предстоят большие гастроли в Белгороде и Курске. Первоначальная прагматичная цель – создать уникальный, пусть даже маргинальный театральный проект – всё чаще отходит на задний план, гораздо важнее становится жизнь тех, кого приручил. А они со своим особым взглядом на мир во всём остальном обычные люди. Просто чуть более наивные, незащищённые, доверчивые.

Наталья ГОРСКАЯ

 

Обсудить в группе Telegram

Наталья Горская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS