Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Игры с классикой

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Сцена из спектакля «Ангел»;   Ольга КУЗНЕЦОВАВ подмосковной Лобне в 14-й раз прошёл ежегодный Международный театральный фестиваль, посвящённый русской классике. Для небольшого города в 70 тысяч жителей проведение подобного праздника с гостями из разных стран мира, с лучшими столичными и российскими театрами в качестве участников – дело непростое. Однако это событие, без которого уже не мыслится духовная аура города. Каждый житель Лобни ждёт фестиваля и считает за честь побывать на его спектаклях. Во всех местных школах существуют детские театральные коллективы, которые ставят «Конька-горбунка», пьесы Чехова и Островского, то есть тоже всерьёз занимаются классикой на сцене. Для городской администрации это необходимая часть культурной политики, а для руководства и труппы лобненского театра «Камерная сцена» хоть и трудная, но радостная и почётная часть их жизни.

В этом году фестивалю пришлось выдержать нелёгкое испытание. Что скрывать, в Рязани, Смоленске, Орле из-за отсутствия денег подобные мероприятия уже отменили. Но лобненский фестиваль стал настолько любимым и авторитетным, что его постоянные участники, омская «Галёрка» или вологодский «Камерный театр», приехали, несмотря на то, что театр-хозяин не смог оплатить им дорогу и приём. Точно так же поступили и артисты из Смоленска, болгарского города Враца, из Белграда.

Фестиваль состоялся. И сдаваться не собирается: уже планируется программа будущего года. А то, что увидели зрители в этом году, наводит на серьёзные размышления.

Накопившаяся усталость от театрального однообразия и серости в классических постановках последних лет обернулась такими всплесками режиссёрской фантазии, таким своеволием, таким небрежением к тексту и особенностям драматургии, что пора, наверное, остановиться. Чуть ли не все пьесы меняют заголовки и жанры, почти все спектакли ставятся не по пьесам, а по мотивам. Искусственное осовременивание, поиски агрессивных путей контакта со зрителем часто ведут к необратимым потерям.

Чтобы быть ни на кого не похожим, режиссёр Яков Рубин из Вологды в спектакле «Классика-РУ» соединил «Белые ночи» Достоевского с «Воительницей» Лескова и «Евгением Онегиным». Но внутренние связи, не говоря уже о внешних, сюжетных, оказались разорванными, действие затянутым.

Гоголевская повесть «Записки сумасшедшего» у смолян из произведения в несколько страниц превратилась в длинное повествование, где причины сумасшествия чиновника Поприщина стали меньше всего связаны с «важным лицом» и его дочкой, а сумасшедший дом – лишь этап на пути… в Сибирь в арестантской телогрейке…

Чёрные мысли, чёрный человек Сальери в пушкинской трагедии, привезённой театром из Королёва, приобрёл облик четырёх красоток, замечательно танцующих, безусловно, украсивших спектакль, но часто отвлекающих от трагического противоборства гения и злодея.

В одноактной пьесе Чехова «Лебединая песня» (столичный «Театральный особняк») одиночество старого актёра, оставшегося ночью в театре с суфлёром, – условие сюжета. Но режиссёр Леонид Краснов населяет закулисье таким количеством дополнительных персонажей-духов, что и тут – сплошные игры и шумные развлечения. Смысл забыт.

Талантливых артистов, участников даже не вполне с точки зрения жюри удавшихся спектаклей, фестиваль выделил и отметил. Среди них Вячеслав Дьяченко, исполнитель роли Глумова в лобненском спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Денис Кумохин – Моцарт из Королёва, Николай Парасич – смоленский Поприщин, Елена Смирнова – вологодская Настенька, Вера Муйович – сербская актриса, сыгравшая моноспектакль по Марине Цветаевой.

Но самыми лучшими ролями были названы всё-таки те, где воедино сливались классический текст, режиссёрская глубина и адекватность прочтения с неординарностью исполнения. В их число попали руководитель театра из Враца Анастас Попдимитров за роль трагически одинокого Хлудова в булгаковском «Беге» и совсем юный актёр из Омска Антон Зольников, с очаровательной непосредственностью и юмором представивший сразу двух героев в комедиях Островского и Шаховского.

Ещё и ещё раз убеждаешься в том, что классику не нужно украшать и «улучшать», подлинные удачи приходят там, где способы воплощения обретаются в её же глубинах и оттуда черпаются образные решения, актёрские подробности, не в отдельных от пьесы режиссёрских придумках. Именно так произошло в двух лучших спектаклях, один из которых и был объявлен победителем фестивального соревнования – «Ангел» Вампилова московского драматического театра «Бенефис», режиссёр Анна Неровная, художник Владимир Боер. Руководитель театра «Галёрка» и режиссёр Владимир Витько из Омска стал победителем в номинации «За лучшую режиссуру» со своим спектаклем «Что ни дело, то комедия» Островского. Вот здесь и актёрский ансамбль, и декорации, и музыка – всё на высоком уровне. А главное – уважительное, бережное, глубинное обращение с классикой.

Анна КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS