Шумные протесты, броские и злобные плакаты (в основном на английском языке) со словами «Россия – оккупант!» ворвались на минувшей неделе в центр Тбилиси. Буза, впрочем, тут не впервые. И опять в ход пошли резиновые пули, газ для разгона демонстрантов. Обошлось пока без жертв, но госпитальные койки пополнились. Повод был найден – русский парламентарий, председатель Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) Сергей Гаврилов сел «не на то» кресло в парламенте Грузии. А дальше – скандал. «ЛГ» обратилась к Сергею Анатольевичу с просьбой рассказать о произошедшем и снять разного рода домыслы и кривотолки.
Сергей Гаврилов,
депутат Госдумы РФ,
председатель Межпарламентской ассамблеи православия
– Скажу сразу, что скандальное поведение нескольких грузинских депутатов, сторонников Саакашвили, вызвало возмущение всех членов МАП. Ведь налицо было грубейшее нарушение принципов парламентаризма и демократии. Именно так определили инцидент в официальном заявлении МАП.
Особенно странным виделось произошедшее участникам сессии из стран ЕС – от Греции до Эстонии, о чём они и сказали мне. Хулиганы с депутатскими мандатами, размахивавшие флагами ЕС, проявили полное презрение к европейским правилам не только парламентского поведения, но и поведения вообще! Трудно представить что-то подобное в ходе сессии, например, Парламентского союза Организации исламского сотрудничества или Парламента Африканского союза.
Совершенно очевидно, что некоторые персонажи постсоветской грузинской политики (из «Национального движения» и «Европейской Грузии»), несмотря на многолетние усилия кураторов из США и ЕС, так и не адаптировались к западным нормам жизни: вместо европейского лоска они демонстрировали навыки бытового общения на том уровне, который присущ питейным и другим заведениям низкого пошиба.
Этим хулиганам, кстати, жёстко противостояли в ходе всего инцидента другие грузинские депутаты, для которых православная вера имеет значение и кто не забыл, что такое нормы приличия и гостеприимства.
Жаль, что г-жа президент Грузии, которая большую часть трудовой жизни провела в рядах французской дипломатической службы, вместо осуждения хулиганского поведения нескольких грузинских депутатов в стенах грузинского парламента, позабыв о протоколе, попыталась играть во внутриполитические игры и называть Россию «врагом». Хотя ещё накануне торжественная церемония открытия нашей ассамблеи проходила не где-то, а в резиденции президента Грузии. И, очевидно, с её ведома.
Думаю, что её бывшие руководители во французском МИДе сильно удивились бы подобной дипломатической неопрятности.
К сожалению, в медийном освещении происшедшего заметно непонимание или незнание некоторых вещей, связанных с организацией и проведением сессионных заседаний Межпарламентской ассамблеи православия. Хотелось бы их напомнить:
Согласно регламенту МАП, во всех коллективных органах и международных организациях во время ассамблей председательствует президент Генеральной ассамблеи в сотрудничестве с Генеральным секретарём ассамблеи. Г-н А. Михаилидес (а он занимает этот пост) проявил свои лучшие качества, заняв жёсткую и бескомпромиссную позицию в ходе попытки срыва заседания ассамблеи в Тбилиси, а также угроз физической расправы в отношении членов МАП.
Я был избран президентом Генеральной ассамблей МАП в 2018 году в Афинах. Тогда же (в ответ на настойчивое приглашение от председателя грузинского парламента, являющегося членом-учредителем МАП) было подтверждено решение провести 26-ю Генеральную ассамблею в Тбилиси, при условии гарантий безопасности, принятое ещё раньше – на 24-й Ассамблее в 2017 году.
Согласно сложившейся практике, большинство конференций МАП проводится по приглашению парламента принимающей стороны в стенах парламента этой страны, и место председательствующего на заседаниях предоставляется президенту Генеральной ассамблеи МАП принимающей стороной.
Официальными языками ассамблеи являются греческий, русский, английский и арабский.
Как видим, ничего неожиданного или экстраординарного в процедуре заседания не было и попытки грузинских властей списать все эксцессы на некие протокольные «ошибки» следует признать несостоятельными.
Что касается приглашений на ассамблею, то они, согласно регламенту МАП, заранее рассылаются за подписью Генерального секретаря. В частности, приглашения много лет высылаются в Эфиопию или Финляндию, хотя они пока не участвуют в МАП. На Украину приглашения продолжали высылаться все последние годы, хотя после переворота 2014 года её парламент прекратил посылать делегации и платить взносы, перестав быть полноправным членом МАП. Работал в МАП в личном качестве только украинский депутат Вадим Новинский, прихожанин УПЦ.
В этом году спикер уходящего состава Рады прислал одного депутата невнятной конфессиональной принадлежности, и я, как президент, послал личное приглашение депутату Вадиму Новинскому, на которое он и откликнулся.
В заключение хочу сказать следующее.
Будучи верным сыном Русской православной церкви, я по всем важным вопросам работы нашей ассамблеи, по поводу встреч с главами других поместных церквей советуюсь со Святейшим Патриархом Кириллом. Также мы находимся в постоянном контакте с Отделом внешних церковных связей нашего патриархата. То же касается и других членов нашей делегации, которые, будучи воцерковлёнными людьми, в собственно церковных вопросах стараются соотносить свою позицию с позицией священноначалия нашей церкви.
Контекст
Если сын убит, не нужна награда
В октябре прошлого года не стало Сергея Михайловича Квициния, ему было 92 года, кавказский долгожитель. Его уважали в Абхазии – выдающийся журналист и общественный деятель. Начинал в газете «Апсны Капш», работал там почти всю жизнь, в течение 20 лет был главным редактором, долго возглавлял Союз журналистов Абхазии.
Я познакомился с ним в начале 90-х, когда работал в Конфедерации журналистских союзов (КЖС), которая трансформировалась из Союза журналистов СССР в более свободное объединение. Тогда Грузия решила выйти из всех творческих союзов, в которых состояла. Абхазы получили возможность напрямую выступить учредителями КЖС. В августе 1991-го приехали на учредительную конференцию в Москву, и так Союз журналистов Абхазии сохранил связи с коллегами из многих республик бывшего СССР.
Хорошо помню, как радовался Сергей Михайлович, как поднимали бокалы с домашним вином из Абхазии, как он потом продолжал взаимодействовать даже с коллегами из Тбилиси при первом удобном случае. Он был мудр, очень ценил дружбу. Надеялся, отношения возобновятся и будут учитываться интересы всех сторон, никто ни на кого не будет давить. И уж, конечно, не помышлял (хотя тревожился), что на землю Абхазии придёт война, но она пришла.
Можно прятать голову в песок и забыть, что официальные власти Республики Абхазия называют войну 1992–1993 годов абхазской отечественной войной, когда удалось одержать победу над грузинскими оккупационными войсками. Грузинское же руководство, многие беженцы из числа этнических грузин высказываются в том духе, что война в Абхазии – конфликт, в развязывании которого стоит винить лишь Кремль, он-де действовал по принципу «divide et impera» – «разделяй и властвуй».
Но любые разногласия по статусу войны меркнут в сравнении с тем, к каким горьким последствиям гуманитарного и экономического плана привело грузино-абхазское противостояние 1992–1993 годов.
Когда грузинские войска по решению Шеварднадзе вторглись в Абхазию, на второй или третий день мне в Москву позвонил из Сухуми известный журналист, член совета КЖС Руслан Хашиг и сообщил, что несколько часов назад погиб сын Сергея Михайловича Квициния – Руслан. Совсем молодой, в очках из-за очень плохого зрения, он бросился в ряды ополченцев, чтобы обороняться от грузинских войск. И погиб…
Спустя годы я узнал из заметок журналиста Зураба Аргуна, что в честь 80-летия Сергея Квициния коллеги хотели организовать торжественное мероприятие, но тот отказался. «Он также отказался от высокой государственной награды, – рассказал Зураб Аргун. – «После того, как я похоронил сына, зачем мне награды?», – говорил он».
Вот обо всём этом и надо в первую очередь помнить тем, кто опять намерен разжечь пожар противостояния людей.
Владимир Сухомлинов