Если в России Пушкин – наше всё, то в Англии их всё – Шекспир. Хотя Шекспира мы любим не меньше, чем англичане. А возможно, и больше. Так, по соцопросу треть жителей туманного Альбиона понятия не имеет, что Шекспир писал пьесы и сонеты, а многие вообще считают его английским королём. У нас вряд ли кто-то не знает, что он был гениальным драматургом и поэтом. Потому что «шекспировские страсти» – это больше про нас, чем про них.
Шекспир – уникальный писатель с гигантским словарным запасом от 20 до 25 тысяч слов. Он ввёл в английский язык более трёх тысяч новых слов. Хотя современному англичанину с высшим образованием уже хватает не более четырёх тысяч. Стандартных… Впрочем, Шекспир – для всех времён и народов. И для всякой души. Если она, конечно, есть у всякого. Да и вообще, английский стоит выучить только за то, что им разговаривал Шекспир.
Как любой гениальный художник, он многое предвидел. Вряд ли он параноидально боялся эксгумации останков тела. Ведь почти в половине его пьес можно прочесть об осквернении могил. Нет, здесь таилось что-то большее. Более некрасивое, чем само осквернение. Да и одно из известнейших выражение мировой литературы «Быть или не быть?», похоже, сыграло с ним злую шутку. Шекспир предчувствовал, что его гений не простят. Даже после смерти. Что его гений осквернят. Вообще усомнившись в существовании гения с фамилией Шекспир… И оказался прав. Негении всегда с удовольствием роют могилы для гениев. Им легче поверить в призрак, в тень отца Гамлета, чем в реальность уникального таланта… И всё же проклятия Шекспира убоялись. Останки оставили в покое… Похоже и проклятия иногда во благо.
Быть или не быть? Вопрос решён в пользу Шекспира. А как же иначе? Если по сей день, нежно взявшись за руки, бродят Ромео и Джульетта. Будто это «Сон в летнюю ночь». Вдруг они не погибнут во имя любви?.. Крепко обнявшись, бродят Отелло и Дездемона. Вдруг ревнивый мавр не убьёт оклеветанную возлюбленную?.. Одиноко бродит изгнанный старый Лир. Вдруг его жадные дочери опомнятся?.. Бродят демонические леди Макбет и Ричард III. Вдруг они отмоют свои руки от крови? Хотя бы в «Двенадцатую ночь»?.. И где-то, чуть поодаль у пруда с жёлтыми кувшинками, тоскует и мучается одинокий Гамлет. Вдруг он скажет просто: «Быть!» И Офелия не утонет. И закончится война… Да, по Шекспиру мы должны чаще страдать, чаще мучиться и чаще плакать. Может, ещё и потому, чтобы почувствовать себя живыми? Каждый из нас всю жизнь стоит перед выбором: «Быть или не быть?» Чтобы не стать равнодушным. И сколько в мире всех нас, читавших это произведение, столько и Гамлетов. Сколько эпох – столько и Гамлетов. Сколько поколений – столько и Гамлетов. Сколько стран – столько и Гамлетов. Только на одном «Гамлете» ещё долго может продержаться настоящее искусство… Эта семейная трагедия завоевала весь земной шар. Всё человечество играет в пьесе. С его несправедливостью и предательством, с его войнами и цинизмом. Потому что когда-то давным-давно «прогнило что-то в датском королевстве». А сегодня – и не только в датском.
Секрет в том, что в пьесе нет конца. Её можно дописывать и додумывать. Она бесконечна – как время. Или – Вселенная. И современна – как бытие. И потому она – навсегда… И хотя Шекспир убивает Гамлета, но тем самым делает его бессмертным. Потому что это его послание людям – быть причастным ко всему на Земле. И лично отвечать за весь мир. За его горести и поражения. За его несовершенство и зло. Чтоб «вправить вывихнутый век». И навсегда избавиться от наступающего сатанизма. И, может, единственный выход для мира – ответить на гамлетовский вопрос «Быть или не быть?». Быть. И бить во все колокола.