Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Икона Малоритского мастера

01 января 2007

НАСЛЕДИЕ

Белорусская икона XV–XVIII веков – явление, явно обособленное в религиозной живописи того времени. Беларусь находилась между православным Востоком и католическим Западом, и было понятно влияние соседей на белорусскую культуру. И если то немногое, что осталось от белорусской иконописи XV – XVI веков, свидетельствует о её ближайшем родстве с итало-критской, византийской и древнерусской иконой, то в дальнейшем влияние Запада становится всё более ощутимым.

В это время в Европе художники овладели реалистическим рисунком, изучили перспективу – и это, кажется, открывало большие возможности. В XVII–XVIII веках в Европе работали Рембрандт, Караваджо, Веласкес, Эль Греко. Я привожу эти имена для того, чтобы представить современников наших белорусских мастеров. Не думаю, что они могли видеть в подлинниках Рембрандта и Веласкеса, но работы живописцев средней руки они могли видеть или, что более вероятно, их гравюры. И вот эти иконописцы, которые вряд ли могли обучаться в Москве, Киеве или на Западе, которые родились в отдалении от художественных культурных центров, были самоучки. И они стали подражать доступному им только по гравюрам высокопарному европейскому барокко далеко не по лучшим образцам.

Но у белорусских мастеров не было того умения, как у вышколенных европейских художников. Получалось всё косо, криво, несоразмерно. Однако заурядные европейские художники, пока учились, штудировали натуру и набивали руку, становились не способны к живому отображению жизни. Это были «мёртвые» художники, а наши нигде толком не учились и сохранили в себе детскую чистоту, и вера в Бога у них была детская – то есть самая сердечная, сокровеннее которой не бывает. И, оказывается, вот это в искусстве самое главное. Произошла удивительная вещь – подражая бездарным образцам, наши белорусские самоучки создали оригинальную школу иконописи, которая является в своих лучших работах художественным и духовным совершенством, какого потом в изобразительном искусстве Беларуси никому не удавалось достигнуть.

Конечно, прежде всего – это наивное искусство, так называемый примитив, который оценили только в последнее время. Многие искусствоведы относят белорусскую иконопись XVII–XVIII веков к барокко, но это всего лишь какая-то пародия на барокко. Не по внешним признакам нужно судить, а по сути. Очень точно об иконописи того времени написал о. Павел Флоренский в работе «Иконостас»: «…фигуры начинают выплясывать, а складки закругляются, изгибаясь всё более и более, приходят в беспорядок и всё откровеннее стремятся к «натуре», т.е. к видимости чувственного, вместо того чтобы служить символом сверхчувственного… одежды пузырятся, складки получают характер изящного разврата и ухищрённой чувственности, круглясь в духе рококо, передавая с натуры случайное и внешнее: духовное мировоззрение разлагается, и даже неопытный глаз легко прозреет в иконописных явлениях времени грядущую революцию».

И вот в это время «разлагающегося духовного мировоззрения» – если говорить об иконописи – ближе всех ко Христу по сути своей оставалась «наивная» школа самоучек, которые сохранили в глуши, в уединении чистое сердце.

В середине XVII века неизвестным нам иконописцем, которого мы называем Малоритским мастером, создано «Рождество Богоматери». У этой работы изящный колорит, продуманная композиция. Но я хочу обратить внимание на самое важное – на лики. Кажется, что тут необыкновенного – однако, глядя на лик Анны, матери Марии, чувствуешь благодать, исходящую от него. Написан он очень просто – дело не в технике, не в исполнении. Лик этот имеет портретную узнаваемость. Конечно – это лик, в нём есть небесные черты; и в то же время это земное лицо. Маловероятно, что мастер писал его с натуры, но он так знал и помнил это лицо – матери своей; может быть – сестры, и, хотел он этого или не хотел, его рука сама вывела любимый образ.

«Рождество Богоматери» – одна из любимых тем белорусских иконописцев. К ней обращались Пётр Евсеевич из Голынца, Столинский мастер, Томаш Михальский. На эту тему выявлены замечательные иконы из Петропавловской церкви села Ничипоровичи Могилёвской области и из церкви Рождества Богоматери села Ляховичи Брестской области. В творчестве любого настоящего художника можно проследить странную закономерность; у каждого есть удачи и неудачи, но вот среди удачных работ выделяется какая-то одна, которую мастер повторить больше не может. Как бы он ни старался – такой высоты уже не достичь. И вот, работая над «Рождеством Богоматери», многим белорусским иконописцам удалось создать шедевры.

Нужно отметить, что художественная традиция примитива в белорусской иконе, к сожалению, иссякла. Если даже попробовать писать, как писали наши древние мастера, из этого ничего не получится; подделаться под примитив невозможно. Где бы художник-иконописец ни учился, он, к сожалению, набивает руку – и вернуться к детскому наивному восприятию жизни небесной и земной уже невозможно. Впрочем, нельзя в XXI веке так писать, как писали в XVII, и не надо ставить такой цели. Любой мастер в работе должен отображать своё время.

Юрий ПЕТКЕВИЧ

Обсудить в группе Telegram

Юрий Петкевич

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS