Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

«Ильхом» после Вайля

01 января 2007

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Во внеконкурсной программе последней «Золотой маски» были показаны два спектакля ташкентского театра «Ильхом», созданные его основателем – замечательным режиссёром Марком Вайлем, почти два года назад злодейски убитым в Ташкенте в подъезде своего дома. «Ильхом» привёз в Москву последние работы Мастера – «Радение с гранатом» и «Орестею». Премьеру второго спектакля Марк Вайль не увидел, за день до неё случилась трагедия… Наверное, главное наследство, которое оставил Вайль, – это его удивительная ильхомовская команда. О том, как и чем сегодня живёт «Ильхом», рассказывает один из любимейших учеников Мастера – Борис ГАФУРОВ, сразу после смерти Марка Вайля единогласно избранный труппой исполняющим обязанности художественного руководителя.

– Борис, два года назад на гастролях в Москве Марк Вайль говорил, что это – уже третий «Ильхом», имея в виду этапы становления театра. Как вы считаете, нынешний – это уже четвёртый «Ильхом»?

– Да, в нашей жизни наступил новый этап, который ещё предстоит понять и осмыслить. Мы продолжаем жить, хотя и не в очень простой ситуации. С нами нет Марка Яковлевича Вайля, который тридцать три года назад основал этот театр. Он был для нас Лидером, Мастером, Учителем. И мы стараемся сохранить принципы, которые он заложил в основу театра, в его эстетику.

– Практика показывает, что если создатель спектакля не поддерживает его в рабочем состоянии, то он постепенно хиреет. Спектакль «Радение с гранатом» поразил меня свежестью мысли, отточенностью формы и блестящими актёрскими работами. Судя по всему, вы уделяете немало внимания жизнеспособности спектаклей Марка Вайля?

– Да, безусловно! Для нас очень важно сохранить спектакли Марка Яковлевича, особенно последние. Это были принципиальные работы Мастера: спектакли, откровенно говорящие о том, что его волновало в последние годы.

– Живы ли те спектакли, которые составили славу «Ильхому» в прежние годы, в частности брехтовская «Мещанская свадьба»?

– «Мещанскую свадьбу» мы перестали играть ещё при жизни Марка Яковлевича. Но в прошлом сезоне было решено вернуть её на сцену уже в обновлённом составе.

– А что с новыми постановками?

– В этом сезоне один из ведущих актёров театра Антон Пахомов поставил спектакль по повести-притче молодого писателя Сухбата Афлатуни «Глиняные буквы, плывущие яблоки». Мы осуществили несколько сценических импровизаций по современной западной и российской драматургии.

– Наверняка у Марка Вайля были какие-то планы на будущее…

– К сожалению, Марк Яковлевич не успел рассказать нам о своих творческих планах. Но мы совершенно точно знаем, что им была задумана постановка спектакля по книге Пьера Ди Би Си «Люськин ломаный английский». Планировался международный проект с театром из Великобритании Blow Up, и первый этап репетиций прошёл чрезвычайно интересно в июне 2007-го в Лондоне. У нас есть запись этих репетиций, и я очень надеюсь, что в следующем сезоне нам удастся осуществить этот замысел.

– Вы упомянули сценические импровизации по современным пьесам. Как это выглядит в вашем театре?

– Эта практика появилась у нас три года назад. Мы не называем их читками, эти акции для нас – нечто большее. Обычно из нескольких десятков мы отбираем три-четыре, на наш взгляд, лучших текста и передаём режиссёрской группе. Работаем обычно не больше недели и на сцену выходим за день до показа для зрителей. Такая экстремальная ситуация требует навыков, концентрации воли и способностей. Тут некогда расслабиться, нет возможности вернуться назад и что-то переделать. Это – разовый процесс.

– Марк Вайль был известен во всём мире и, наверное, служил надёжным щитом, противостоящим разного рода давлению на ваш театр. Есть ли такое давление сейчас?

– Театр существует в таких же условиях, как и при Марке Яковлевиче. Мы – не государственный театр. Государство нас не поддерживает, но и не давит на нас. Проблемы возникают лишь с финансированием. Негативная сторона нашей жизни – в отсутствии постоянной меценатской и спонсорской помощи.

– Кто же вас поддерживает?

– Мы поддерживаем себя сами, придумываем новые проекты, стараемся заинтересовать ими различные фонды, посольства и институты, такие как Институт Гёте в Узбекистане, бюро по сотрудничеству Швейцарского посольства, республиканский общественный детский фонд Узбекистана «Ты не одинок». Но в первую очередь нас поддерживает наш ильхомовский зритель.

– Вы с Марком Вайлем объехали полмира. А как сейчас?

– Уже после гибели Марка Яковлевича мы совершили длительный гастрольный тур по городам Америки, а затем приняли участие в Европейском театральном фестивале Theaterformen в Брауншвайге (Германия). Недавно, до приезда в Москву, мы были в Ницце на большом театральном форуме, где представляли «Орестею». Сейчас ведутся переговоры с театральными фестивалями в Польше и Вене.

– Вы за восемнадцать лет работы в «Ильхоме» сыграли много интересных ролей. Удаётся ли сейчас сочетать новую должность с актёрской работой?

– Это трудно, но я продолжаю играть весь прежний репертуар. Пока удаётся. В будущем сезоне мы планируем постановку шекспировского «Гамлета», в котором я надеюсь сыграть Клавдия. Ставить будет один из самых интересных режиссёров в Центральной Азии Овлякули Ходжакули. Пробую себя в режиссуре и я.

– Какие идеи задуманы режиссёром Борисом Гафуровым?

– В планах несколько работ. Одна из них, наверное, будет связана с современной российской драматургией. Подробнее говорить не буду, я – человек суеверный.

– Судя по всему, вас интересует российская «новая драма», ведь вашим дебютом в качестве режиссёра стал спектакль «Обломoff» по пьесе М. Угарова. Вы собираетесь и дальше двигаться в этом направлении?

– И в этом тоже. Но не только.

– Можете сформулировать, что такое ильхомовская команда?

– Ильхомовцы – это люди одной школы, эстетики, крови. «Ильхом» – удивительный организм. В нём никогда не было закулисных интриг, а сейчас им просто неоткуда возникнуть: мы очень много работаем.

– У вас есть ещё одна нелёгкая нагрузка: педагогическая. Преподавание для вас – это необходимая часть профессии или занятие для души?

– Это – часть моей жизни, без которой я не мыслю своё существование. Меня к этому подтолкнул Марк Яковлевич, сказал: бери учеников и учи! Как педагог я работал с ним последние семь лет, мы вместе выпустили четвёртую и пятую студии, в этом году, уже без него, состоялся выпуск шестой. А в сентябре нынешнего года мы набираем новую, седьмую студию Школы драматического искусства Театра Марка Вайля «Ильхом».

Беседу вёл Павел ПОДКЛАДОВ

 

Обсудить в группе Telegram

Павел Подкладов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS