Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Иллюстратор Карамзина

01 января 2007

ЛИЦА СТОЛИЦЫ

Зримые образы Семёна Кожина

Московский переулок, тенистый двор, тополиный пух несётся по асфальту, забиваясь в щели и залетая в окна. Здесь, недалеко от метро «Белорусская», расположена мастерская, в которой работает художник Семён Кожин. Приверженец русской реалистической школы, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества, он стремится к абсолютной верности в изображении реальности. «Мною руководит желание заниматься именно таким творчеством, которое говорило бы правду об окружающем мире, – рассказывает Семён. – Любое изображение субъективно. Но я надеюсь, что моя живопись близка к природе и к гармонии. Я делаю то, что мне интересно, во что я верю. Поэтому стараюсь найти необычные мотивы, темы, много езжу, читаю, смотрю». Спектр интересов художника широк: историческая картина, портрет, натюрморт, пейзаж, иллюстрация. Необычен его подход к решению каждого нового полотна, нет формул, нет типичного. Некоторые полотна нравятся сразу – лёгкостью виртуозного исполнения, наполненностью цветом и светом, настроением. Другие требуют сосредоточенного внимания, размышления, рационального подхода. Живописец много работает в области пейзажа. Особенного внимания заслуживает его серия московских видов, написанная несколько лет назад для одного из столичных банков. Среди полотен мастера есть и документальные образы, фиксирующие архитектурные мотивы («Церковь Василия Блаженного», «Церковь на Полянке», «Камергерский переулок», серия «Лондон»), присутствуют живые, воздушные, гармоничные виды природы («Плёс», «Аврора», «На вершине горы Джур-Джур», «Яблоневый цвет») и философские, полные глубокого смысла композиции («Мёртвое дерево»). При всём разнообразии этим пейзажам присуща общая черта: Кожин старается не только передать впечатление от увиденного, но пережить его, найти и отразить знание о природе, создать её интеллектуальный портрет. Его пейзажи аналитичны, для их восприятия необходимы пристальный взгляд и серьёзное созерцание. В портретах проявляются любовь к ребусам и исследовательский интерес психолога. «Портрет бабушки...» – почти символистический. Смеющиеся уголки глаз старушки, лёгкая полуулыбка... В этом портрете передана живость природного ума простой, но необыкновенно мудрой женщины. Но над кем она смеётся? Над озадаченным зрителем, ведь из её пёстрого платка вырастают листья – словно лопухи. Что это? Тени? Или бабушка-земляничка? К символизму тяготеет и портрет жены («Сон в Летнюю ночь»). В нём снова сквозит увлечение английской живописью – прерафаэлиты, но сквозь призму пролетевшего XX века работы советских художников (Д. Жилинский, И. Лубенников). Картина имеет аллегорический смысл: спящая девушка, кот, бабочка, чертополох, цветы. Жизнь быстротечна, как сон или век бабочки... С детства Семён Кожин. «Екатерина II». 1999 годувлечённый историей, живописец посвящал много времени чтению античных авторов, его увлекали Светоний, Плутарх, Сенека и Еврипид. Его мать Ирина Михайловна Кожина (Дайшутова), по образованию режиссёр и историк, очень увлекалась кино, сама снималась в эпизодических ролях, массовке и привлекала к этому ребёнка. «До сих пор с восхищением вспоминаю костюмы, бутафорскую амуницию, пустые макеты домов. Это завораживало, будило моё воображение, я представлял людей, которые жили когда-то, век, два назад, и я хотел узнать о них как можно больше. Особенным потрясением была поездка на Бородинское поле, где моя мама руководила праздничными торжествами в 1986 году», – вспоминает Семён Кожин. Первой художественной работой, непосредственно связанной с историей, для Семёна Кожина стал диплом МСХШ. Тема – иллюстрации к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Это серия подробно прорисованных, детализированных графических листов. Увлечение архитектурой, костюмом, внешней стороной прошлого здесь ещё преобладает: лист «Княгиня Ольга посещает храм Софии Константинопольской» фактически является подробным изображением интерьера, «Принятие христианства» – документальной прорисовкой древнерусских идолов, «Установление Патриаршества в Москве» интересно прежде всего подробным изучением облачения священнослужителей, в «Наполеоне» точно воспроизведена роспись московских палат ХV века. В серии иллюстраций к Карамзину можно найти работы, которые выделяются эстетическим чувством, декоративностью, изыском. Это лаконичная, решённая в духе эпохи модерн «Смута», яркий, динамичный, напряжённый и почти комичный «Спор о Вере», по-куртуазному жанровый лист «Екатерина II». Позже к художнику придёт осознание воздействия исторического процесса на современность, понимание неразрывной связи прошлого и настоящего. Исторические композиции, созданные в Академии живописи («Проклятие Хама», «Николай Мирликийский останавливает казнь трёх невинно осуждённых», «Гадание»), отличаются настороженностью, беспокойной прорицательностью. Усиливается интерес к психологии образов, стремление композиционно, ритмически, эмоционально выделить центральные персонажи и подчеркнуть смысл и значимость сюжета. «Я пришёл к теме войны 1812 года после поездки на студенческую практику в 2001 году, – рассказывает художник. – Было жаркое лето, конец июня, возвращался в Москву в душном плацкартном вагоне и случайно разговорился с контрактником из Чечни. Это был человек с изменённым сознанием. Возможно, если бы в людях сохранилась прежняя вера в Отечество, верность, было бы меньше сломанных судеб. Сразу после возвращения я написал картину «Похоронка из Чечни», а затем начал «Панихиду по генералу А.А. Тучкову на Бородинском поле». Давящие, сгущающиеся тучи на фоне тёмного неба разорванным ритмом прорывают композицию, словно вихрь, указующий на земное безумие. Всё смешалось: тела людей, лошадиные трупы, брошенные военные орудия... Умершее дерево возвышается над полем битвы, простирая ввысь свои засохшие ветви и выделяя священное действо панихиды. Иеромонах окропляет святой водой тела погибших, скорбят жёны, потерявшие в сражении мужей, а на земле, простёршись ниц, оплакивает тело супруга Маргарита Тучкова. Рядом горит огонь – олицетворение негасимой любви и памяти. Успехи художника, многочисленные выставки в России и за рубежом, публикации в различных изданиях свидетельствуют о творческой востребованности, подлинном таланте и необыкновенном трудолюбии и упорстве. Возможно, именно благодаря этому редкому сочетанию Семёну Кожину удастся преобразить окружающий мир, сделать его светлее и хоть на малую толику приблизить к совершенству.
 
Ж. СЁМИНА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS