Выставка частных коллекций и Форум покровителей изящных ремёсел во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
Давайте в эти дни заглянем в музей на Делегатской улице, дом три.
Мы сможем стать свидетелем необычной экспозиции. Увидеть то, о чём мечтали с самого детства, или то, что окружало нас всю жизнь. И в том, и в другом случае возникновение тепла в сердце гарантировано.
Однако сама по себе эта в чём-то «ярмарка тщеславия» не состоялась бы без некоторого «мотора». Почему? Да просто: данная выставка стала хорошим сопровождением собрания людей, чьим попечением сохраняется материальная культура народа. Не только, кстати, русского, но и вообще всякого. Поэтому я не назову ни одного героя. Здесь существует единственное имя. И пусть оно, имя Мецената, останется в битве честолюбий уникальным.
Но должное процессу и его участникам мы воздать должны. Не по лести, но по справедливости. Свидетельствуем: известный специалист – собиратель русского зарубежья Ростислав Полчанинов в своих «Записках коллекционера» пишет о том, что накопление и классификация предметов есть не просто удовольствие, родоначальник которого – Плюшкин. Нет, создание коллекций – прикладная историческая дисциплина. То есть дело в высшей степени респектабельное.
Ещё больший вес увлечение вещами приобретает, когда дело касается древностей. Это уже настолько серьёзно и необходимо для сохранения исторической памяти народа, что в Британии, к примеру, принадлежность человека к сообществу антикваров специально отмечается во всех Who is who.
Есть надежда, что скоро так будет и у нас. Совсем недавно человек, увлечённый стариной, воспринимался в социуме вполне однозначно. Он не был связным между прошлым и будущим, не был полномочным представителем народа в изысканиях корней этнокультурной идентичности, но оставался вором, отнимающим то, что принадлежит всем.
В этом был резон, поскольку увлечение антиквариатом оставалось в тени музейного дела и академической археологии. Не без оснований мы могли полагать, что целью частного собирателя старины было накопление денег, а вовсе не прибавление национальной гордости.
Иное сейчас, когда серьёзное коллекционирование стало увлечением действительно богатых людей. Теперь хобби чисто. Пусть основной капитал вызывает подозрение – увлечение благородно.
Да, я не шучу. Мне и представить трудно, кому может понадобиться коллекция европейских механических кукол XIX – начала ХХ в. От сравнительно небольших до выполненных в человеческий рост. Нет, никак не нам-как-народу: русская традиция не знает подобного. Зато у каждого было детство с обрусевшим Пиноккио, бумажными балеринами и оловянными солдатиками.
Как не растрогаться в зале, где выставлены заводные игрушки, способные писать письма, играющие на шарманке; как не замереть подле звучащей загадочно и странно музыкальной шкатулки? Нет, даже музыкального сундука!
Вот и замирали. Вот и залипали возле.
Это прекрасная коллекция. Она даёт представление о том, чем была Америка-Европа и чем остаётся поныне; она будоражит персональную память смутным ощущением того, что и это нам близко. Начинаем вспоминать Ивана Кулибина. Потом паровозы братьев Черепановых. И прозреваем вдруг: ба! да ярмарочные чудеса их нежного возраста просто превратились в игрушки нашего. Это ли не связь эпох?
Зал иной. Суровые бодиставы, тёмные идолы индуистского пантеона, умиротворённые будды. Крупные и не очень скульптуры. Ой, как это интересно! Мы можем краешком глянуть туда, где истинно дышат наши калмыки. Или наши буряты. Ну, если, конечно, наш национальный инстинкт ещё достаточно силён для того, чтобы считать калмыков и бурят «нашими».
О предметах русской утвари – прялках, санях, прочем разном – и говорить нечего. Сохранение этого нужно по преимуществу. Мы сможем обойтись без шарманщика с обезьяной; мы можем быть нелюбопытны до забот сторукого Шивы или свирепого забавника Бег-Дзе; но мы не останемся народом без расписной дуги с колокольчиком. Не знаю, у кого как, но у меня лично есть в прошлом и дуга, и прялка. И веретено, которым удивительно ловко управлялась моя бабка Фёдора. И многое другое: наивное по исполнению, но изысканное по вложенному смыслу. Эх, Арина Родионовна, нас всех ещё недавно воспитывало «жужжанье твоего веретена», какие звуки пришли на смену ему?
В общем, если Форум меценатов вернёт это жужжание в живую ткань народного тела, то состоялся он не зря. И что-то заставляет думать, что есть на Руси люди, озабоченные здоровьем нации. Они покупают сани и ставни – осталось наладить их производство в промышленном масштабе. Они собирают советские наручные часы – осталось вернуть славу русской точной механике.
Они… пусть будут лично тщеславны, уважать мы их будем совсем не за это. И уж, конечно, не за те деньги, которые у них есть. Уважим их за то, что они думают об оправдании своей жизни ничтожной.