Случилось нечто беспрецедентное. Инициативная группа студентов с факультета социологии обратилась к ректору МГУ Виктору Садовничему с жалобой на декана Владимира Добренькова. Недовольство студентов вызвали не только безбожно высокие цены в столовой, грубость охранников, отсутствие аудиторий для занятий, в то время как часть помещений сдана в аренду неизвестно кому. Главное – их не устраивало качество преподавания.
Выяснилось, что в последние годы лекции стали формальными и бессодержательными, число семинарских и практических занятий сокращается, приглашённые лекторы почти не появляются в стенах факультета. Нет даже своей библиотеки с литературой по социологии!
Своё обращение студенты направили в Общественную палату. Была создана рабочая группа ОП, которая рекомендовала реорганизовать соцфак МГУ, переизбрать декана и объявить открытый конкурс на замещение вакансий преподавательского состава…
Поразительно то, что громкий скандал разразился не в заштатном провинциальном вузе, а в лучшем и крупнейшем учебном заведении страны, вошедшем в международный рейтинг высшего образования.
Болезни российской системы образования, скрытые от глаз составителей международных рейтингов, поразили весь организм и давно перешли в разряд хронических. Конфликт на соцфаке – только прорвавшийся нарыв, один из симптомов недуга. Больного пора лечить – это признали члены Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации во время своего итогового заседания, на котором я присутствовала. Ректор Высшей школы экономики и председатель комиссии Ярослав Иванович Кузьминов так обрисовал ситуацию:
– Когда осыпается гнилой фундамент здания, невозможно пристраивать пятый и шестой этажи, нужен серьёзный капитальный ремонт.
Под «гнилым фундаментом» он имел в виду опасный рост неравенства и социального расслоения ещё на детсадовском и школьном уровне. Директор центра образования «Царицыно», член ОП Ефим Рачевский объяснил это так: проблемы образования начинаются даже не с дефицита мест в детских садах (хотя дефицит этот гигантский!), а с некомпетентности воспитателей:
– Мы не поленились, ознакомились с уровнем подготовки воспитательниц наших нынешних учеников и ужаснулись: более 80% из них в школе были твёрдыми троечницами, и всего две из них имели четвёрки по литературе!
В результате в стране сложились две системы школьного образования: одна – для относительно зажиточных городских слоёв населения, другая – для «кухаркиных» и «крестьянских» детей, не имеющих ни домашних и школьных компьютеров, ни доступа в Интернет. Кадровый педагогический состав в «слабых» (то есть бедных) школах, особенно в сельских районах, оставляет желать лучшего. Однако таких школ в стране в четыре раза больше, чем «продвинутых» гимназий с высокотехнологической начинкой и квалифицированными педагогами.
И всё-таки большинство родителей – 57% – хотят видеть своих детей в будущем обладателями вузовских дипломов. Три четверти выпускников школ также нацелены на штурм высшего образования. Куда же хлынет поток абитуриентов из «слабых» школ? Конечно же, в те вузы, где требования не столь высокие, соответствующие средненькой, троечной школьной подготовке. На худой конец, они пойдут на заочные отделения, где можно десятилетиями тянуть лямку, занимаясь вслепую, без контакта с педагогами, без лабораторий и библиотек, без участия в нормальной студенческой жизни. Не исключено, что затем они пополнят ряды безработных. Ведь для работодателя предпочтительнее претендент на должность с дипломом хорошего вуза, а не «кухаркиного».
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предвидеть, к чему приведёт социальное расслоение, направленное по этим двум неравным потокам. Тоненькая прослойка квалифицированных выпускников нескольких элитарных университетов окажется в угрожающем окружении недоучек, троечников, обладателей псевдодипломов, не подкреплённых настоящими знаниями. Во все отрасли производства хлынут врачи, не умеющие отличить воспаление лёгких от аппендицита, архитекторы, чьи творения рушатся от лишнего килограмма снега, учителя, делающие в сочинениях десятки ошибок. И конечно, «новые лишние люди», никому не нужные юристы и менеджеры.
…Но вот, как оказалось, и в элитном образовательном эшелоне тоже не всё в порядке.
Члены комиссии отмечали, что из-за отсутствия инвестиций вузовская наука тлеет и затухает, как догорающий костёр. Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава не занимается научной деятельностью. За последние 10 лет доля преподавателей вузов, участвующих в исследованиях и разработках, снизилась с 38 до 16%. Да и до исследований ли педагогам, если они прибегают в вуз на полтора-два часа, чтобы отчитать свою лекцию, и торопятся в другое место – на заработки? Многим учебным заведениям выгоднее приглашать «гастролёра», чем платить достойную зарплату своему, выращенному в стенах альма-матер педагогу.
– У нас развито не высшее образование, а имитация высшего образования, – с горечью констатировал Я. Кузьминов.
И пожелал следующему составу Общественной палаты острее ставить вопросы перед обеими ветвями власти, чтобы сообща справиться с грузом проблем. Тем более что, по словам академика и члена ОП нового созыва Евгения Ясина, главным капиталом в наступившем веке будут не сырьевые ресурсы и не оборудование, а человеческий интеллект. Участвуя в мировой битве за эти ценности, мы можем и проиграть.