Лента 85-летнего Ридли Скотта, киноклассика, создателя «Бегущего по лезвию», «Гладиатора» и многих других замечательных фильмов, ошеломила всех историков своей антиисторичностью. Особенно на фоне вышедших недавно лент других мэтров англо-американского кино Мартина Скорсезе и Кристофера Нолана – и «Оппенгеймер», и «Убийцы цветочной луны» основывались на исторических фактах, а режиссёрские отсебятины касались только трактовки и осмысления этих фактов. Там и близко не было издевательств подобных тем, что Скотт учинил над великим (в данном случае неважно, с каким знаком) историческим деятелем.
Характерный эпизод в начале фильма: играющий влюблённого Наполеона Хоакин Феникс натурально, как жеребец, бьёт копытом при виде мадам Жозефины Богарне. И после милостивого согласия тотчас овладевает ею. Вполне по-скотски.
Фильм о любви? Ах, если бы речь шла о великом жертвенном чувстве! Нет, только краткие вспышки животной страсти – по Скотту, все подвиги величайшего полководца и государственного строителя Франции меркнут в сравнении с неповторимыми ощущениями во время амурных прорывов на территорию возлюбленной. Её играет Ванесса Кирби, которая моложе Феникса на четырнадцать лет. На самом деле Жозефина была старше Наполеона на шесть лет, после развода с мужем она переходила из рук в руки, добравшись наконец до постели юного генерала.
При Тулоне (сражение показано крупными неряшливыми мазками) Наполеону Буонопарте двадцать с небольшим, он был пламенным сыном Великой французской революции, а не понурым пятидесятилетним флегматиком, которого мы видим на экране. То ли человек не от мира сего, то ли себе на уме, то ли просто не в себе. Его ничто особенно не волнует, интерес к жизни просыпается только тогда, повторяю, когда он видит соблазнительные редуты всегда готовой сдаться Жозефины, всё остальное ему скучно. И Тулон, и Египет, и итальянский поход, и Аустерлиц, и Москва...
Нет бурного взросления и фантастического взлёта юного Буонопарте и превращения его в великого Бонапарта, императора Франции, любимца нации, опередившего всех своих соперников внутри страны и победившего почти всех за её пределами. Но Хоакин Феникс с самого начала как будто знает конец истории своего героя, в которой ничего хорошего не было, кроме упомянутых наслаждений. Нас заставляют слушать любовную переписку Жозефины и Наполеона, однако в ту пору, когда они писали друг другу любовные послания, у обоих были романы на стороне. У Наполеона кроме законного сына от австрийской принцессы было два признанных им незаконнорождённых (а сколько в общей сложности – неизвестно). Так что строить фильм на всепоглощающей любви императора к Жозефине как главному содержанию его жизни странно.
Что касается военно-политического расклада, то Скотт подал его крайне пристрастно, по-английски. Русский император в фильме предстал субтильным юношей (Эдуар Филиппонна), который годится Наполеону в сыновья, однако Александр хоть и на восемь лет моложе Наполеона, но был очень представительным мужчиной, высоким красавцем – не великим полководцем, но уж точно выдающимся дипломатом и государственным деятелем, взявшим-таки Париж и принудившим Наполеона к отречению. И с Жозефиной он был близко знаком, навещал её не только после ссылки Наполеона (что показано в фильме), но и до – в Эрфурте, где проходили русско-французские переговоры, они жили в одном доме, и Александр не раз бывал в покоях Жозефины. Чем чёрт не шутит, возможно, она действительно обладала какими-то секретами обольщения и умела привязывать к себе мужчин. Однако вроде бы безумно влюблённый в жену Наполеон к её странной связи с молодым русским императором тогда относился на удивление равнодушно.
Поход огромной французской армии в Россию в фильме очень скомкан, показаны только коварные нападения диких мужиков на французских солдат. О Бородинской битве безапелляционно сказано только, что она безоговорочно выиграна Наполеоном, в Кремль он вошёл, на русском троне посидел. Выглядел глупо, ожидая Александра для переговоров о капитуляции, не дождался, решил было идти на Петербург, но генералы отговорили, так как «французские лошади русской зимы не выдержат». В финале фильма приведены потери Наполеона во всех сражениях. При Бородино, по Скотту, 71 тысяча (в полтора раза больше, чем при Ватерлоо), а общие потери в России – 460 тысяч! Но это только в самом конце.
После бесславного русского похода сразу – отречение, так как Париж защитить от объединённых антифранцузских сил было невозможно, далее ссылка Наполеона на остров Эльба. Там он довольно мило проводил время, но на глаза вдруг попалась газетная заметка о посещении Жозефины Александром в её французском поместье с соответствующей карикатурой, что невротика Наполеона взбесило, и именно это якобы подвигло его к возвращению во Францию. При высадке на французский берег как бы между делом он поцеловал песок пляжа и – к Жозефине, а она уже умерла – пневмония. Вот незадача, зачем дальше жить и воевать? Но зачем-то надо. Когда Наполеону преграждают путь его бывшие солдаты, чтобы арестовать узурпатора, он что-то мямлит им, и солдаты переходят на его сторону. Почему? Скотт наверняка помнит, как эту сцену гениально сыграл Род Стайгер в «Ватерлоо» Сергея Бондарчука – в том фильме обошлось без Жозефины, и вопросов не возникало, почему солдаты перешли на сторону своего императора. Была огромная личность, мощь, а не бьющее копытцем инфантильное нечто.
Зато Скотт прилежно соблюдает все новые оскаровские стандарты: в окружении Наполеона есть чернокожий генерал, а среди придворных фрейлин, что совсем немыслимо, – негритянки, ну и Руперт Оверетт, сыгравший когда-то Гришку Мелехова у того же Бондарчука, ошарашив его своей сексуальной ориентацией, здесь исполнил роль герцога Веллингтона. Кстати, вполне достойно на фоне безликого Наполеона. Но разве можно его сравнивать с блистательным Кристофером Пламмером, который был достойным противником Наполеону-Стайгеру и великолепно сыграл катастрофу британского полководца и его триумф, когда подоспели войска главного триумфатора прусского маршала Блюхера. Его почему-то всегда недооценивают, но именно он – победитель Наполеона... Кстати, всем рекомендую пересмотреть фильм Бондарчука «Ватерлоо». Это не только памятник эпохе и всем героям наполеоновских войн, но и сейчас абсолютно живой фильм с великолепно сыгранными человеческими драмами и уникально снятыми батальными сценами. У Бондарчука даже в эпизодах снимались звёзды первой величины: Орсон Уэлс в роли Людовика XVIII и Серго Закариадзе в роли Блюхера.
За реальным Наполеоном люди шли на смерть, а за таким, как в фильме Скотта, разве что встанут в очередь в клинику неврозов. Никакое не корсиканское чудовище, в войнах которого погибло три миллиона человек, и не политический гений, великий реформатор, которым восхищались даже враги. Нет, капризный плакса. Впрочем, какой Наполеон может быть в эпоху нынешних правителей? Во времена сьёмок «Ватерлоо» ещё были свежи воспоминания о Второй мировой войне, генералы Эйзенхауэр, Де Голль, Маннштейн, ещё не забыли о Черчилле, нынешних же «генералов» Европы и Америки с ними в один ряд ставить смешно, сейчас эпоха фриков.