Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Телеведение Литературный резерв

Импортозамещение

Российская фантастика подаёт признаки жизни

08 мая 2024
Константин Хабенский (отец Алисы), Марк Эйдельштейн (Коля) и Даша Верещегина (Алиса)

Подходить к оценке новой экранизации «Ста лет тому вперёд» можно с двух позиций. Первая установка – провести сравнение с одноимённой повестью Булычёва, и прежде всего с легендарной советской телеадаптацией с Наташей Гусевой в роли Алисы, и исходя из этого обвинить новинку во всех смертных грехах, включая гламурность, ориентированность на современную молодёжь и, очевидно, вытекающую из этого потерю прежней душевности и изначальных смыслов.

Не удастся обвинить разве что в стремлении монетизировать ностальгию, ибо создатели, кажется, сделали всё, чтобы сжечь мосты с телефильмом Павла Арсенова: вон даже Вертер у них превратился в летающего робота-помощника с голосом Бондарчука. Но есть и другая позиция – взглянуть на «Сто лет тому вперёд» как на самостоятельное художественное произведение и воспринимать картину Александра Андрющенко как плод политики импортозамещения, то бишь как товар отечественного производства, аналогичный тому, что пользовался спросом, но по каким-то причинам пропал с полок. И тогда всё встаёт на свои места! Фильм начинается с демонстрации логотипов, выполненных в стилистике показанного далее мира будущего, после чего следует монолог Коли Герасимова (Марк Эйдельштейн), который «ломает четвёртую стену». Это абсолютно типичные формалистские приёмы, присутствующие чуть ли не в каждом втором западном блокбастере. Создатели сразу заявляют этим вступлением, в какую аудиторию они метят, и курса этого в большинстве аспектов они придерживаются вплоть до финальных титров. Действовали из логики: популярно у них приживётся и у нас. Остановимся хотя бы на антагонистах – космических пиратах Весельчаке У (Александр Петров) и Глоте (Юра Борисов): создаётся впечатление, что они сбежали из киновселенной Marvel, потому что всё, вплоть до инфернальной манеры речи и жутковатого внешнего вида, выдаёт в них суперзлодейские комиксные типажи. Впрочем, и образ новой Алисы в исполнении Дарьи Верещагиной разительно отличается от того, что был воплощён Наташей Гусевой, но, к слову, как ни странно, и по наружности, и по характеру она гораздо больше напоминает книжную.

Правда, в своём стремлении откреститься от предыдущей экранизации создатели новой ударились в другую крайность – слепое подражание западному супергеройскому эпосу, в чём, на мой взгляд, и кроется главная проблема «Ста лет тому вперёд». В этом смысле недавний сериал «Кибердеревня», о котором мы уже писали в «ЛГ», получился гораздо более удачным, поскольку умело балансировал между нашей действительностью, советским ретрофутуризмом и стилизацией под западную космооперу. Но, возвращаясь к мысли, что картина Андрющенко – это всё же продукт импортозамещения, ориентированный прежде всего на фанатеющих от «Мстителей» и «Стражей галактики» подростков, можно сказать, претензий становится в разы меньше, поскольку фильм – эталонный представитель жанра, в котором есть неплохо скроенный сценарий, симпатичные персонажи, отличный визуальный ряд и множество отсылок к поп-культуре. «Сто лет тому вперёд» – сугубо развлекательный киноаттракцион, к тому же ещё и не совсем безмозглый, дающий зрителю в финале пищу для размышлений.

Отечественный блокбастер попал под перекрёстный огонь как со стороны консервативного старшего поколения, так и со стороны молодых, заведомо критично относящихся ко всему российскому. Первых ещё можно понять, так как пятисерийный телефильм 1984 года и всё связанное с ним уже давно стало частью, скажем так, «культурного кода». А вот вторые почём зря бойкотируют неплохое, хоть и лишённое оригинальности, приключенческое кино.

Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гора желаний*

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Непокорённый

    21.05.2025
  • «Где дышит слово кровью и душой…»

    16.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS