Подходить к оценке новой экранизации «Ста лет тому вперёд» можно с двух позиций. Первая установка – провести сравнение с одноимённой повестью Булычёва, и прежде всего с легендарной советской телеадаптацией с Наташей Гусевой в роли Алисы, и исходя из этого обвинить новинку во всех смертных грехах, включая гламурность, ориентированность на современную молодёжь и, очевидно, вытекающую из этого потерю прежней душевности и изначальных смыслов.
Не удастся обвинить разве что в стремлении монетизировать ностальгию, ибо создатели, кажется, сделали всё, чтобы сжечь мосты с телефильмом Павла Арсенова: вон даже Вертер у них превратился в летающего робота-помощника с голосом Бондарчука. Но есть и другая позиция – взглянуть на «Сто лет тому вперёд» как на самостоятельное художественное произведение и воспринимать картину Александра Андрющенко как плод политики импортозамещения, то бишь как товар отечественного производства, аналогичный тому, что пользовался спросом, но по каким-то причинам пропал с полок. И тогда всё встаёт на свои места! Фильм начинается с демонстрации логотипов, выполненных в стилистике показанного далее мира будущего, после чего следует монолог Коли Герасимова (Марк Эйдельштейн), который «ломает четвёртую стену». Это абсолютно типичные формалистские приёмы, присутствующие чуть ли не в каждом втором западном блокбастере. Создатели сразу заявляют этим вступлением, в какую аудиторию они метят, и курса этого в большинстве аспектов они придерживаются вплоть до финальных титров. Действовали из логики: популярно у них приживётся и у нас. Остановимся хотя бы на антагонистах – космических пиратах Весельчаке У (Александр Петров) и Глоте (Юра Борисов): создаётся впечатление, что они сбежали из киновселенной Marvel, потому что всё, вплоть до инфернальной манеры речи и жутковатого внешнего вида, выдаёт в них суперзлодейские комиксные типажи. Впрочем, и образ новой Алисы в исполнении Дарьи Верещагиной разительно отличается от того, что был воплощён Наташей Гусевой, но, к слову, как ни странно, и по наружности, и по характеру она гораздо больше напоминает книжную.
Правда, в своём стремлении откреститься от предыдущей экранизации создатели новой ударились в другую крайность – слепое подражание западному супергеройскому эпосу, в чём, на мой взгляд, и кроется главная проблема «Ста лет тому вперёд». В этом смысле недавний сериал «Кибердеревня», о котором мы уже писали в «ЛГ», получился гораздо более удачным, поскольку умело балансировал между нашей действительностью, советским ретрофутуризмом и стилизацией под западную космооперу. Но, возвращаясь к мысли, что картина Андрющенко – это всё же продукт импортозамещения, ориентированный прежде всего на фанатеющих от «Мстителей» и «Стражей галактики» подростков, можно сказать, претензий становится в разы меньше, поскольку фильм – эталонный представитель жанра, в котором есть неплохо скроенный сценарий, симпатичные персонажи, отличный визуальный ряд и множество отсылок к поп-культуре. «Сто лет тому вперёд» – сугубо развлекательный киноаттракцион, к тому же ещё и не совсем безмозглый, дающий зрителю в финале пищу для размышлений.
Отечественный блокбастер попал под перекрёстный огонь как со стороны консервативного старшего поколения, так и со стороны молодых, заведомо критично относящихся ко всему российскому. Первых ещё можно понять, так как пятисерийный телефильм 1984 года и всё связанное с ним уже давно стало частью, скажем так, «культурного кода». А вот вторые почём зря бойкотируют неплохое, хоть и лишённое оригинальности, приключенческое кино.