Пожалуй, самым важным и в чём-то неожиданным результатом прошедшей в Нью-Дели встречи «двадцатки» стало принятие в её состав Африканского союза. Демонстративное расширение организации до 21 члена (по инициативе Индии и при поддержке РФ и КНР) за счёт бывших колониальных стран Африки наглядно показало: многополярный мир стучится в двери.
Судя по всему, Соединённые Штаты рассчитывали в Нью-Дели пригасить оглушительный эффект от недавнего беспрецедентного расширения БРИКСа, но и тут всё сложилось не так, как они хотели. Президент Байден даже досрочно (и беззвучно) покинул саммит, а канцлер Германии Шольц с повязкой на глазу, отвечая на вопросы журналистов, говорил расплывчато или откровенно врал.
Западные страны планировали (что совсем не секрет) показать свою и всей «двадцатки» консолидацию, политизировав заседания этого экономического объединения обсуждением в нужном русле ситуации вокруг Украины. Ведь это отчасти удалось год назад на Бали. Был подготовлен проект итоговой резолюции с жёстким осуждением России, а президент Украины Зеленский пребывал на низком старте, чтобы при первом же зове прилететь и разжалобить гостей Индии собой и сценическим костюмом в стиле милитари.
Увы, провал. Вопреки лживым утечкам, готовившаяся в борьбе итоговая резолюция даже не содержала упоминания России конкретно, а украинского президента не только не позвали в Нью-Дели, но и отказались слушать его онлайн-выступление. Британская газета Financial Times после саммита написала: «Это заявление, выработанное в ходе многонедельных переговоров между дипломатами, стало ударом для западных стран, которые в течение последнего года пытались убедить развивающиеся страны осудить Москву и поддержать Украину».
Как можно понять, на такое решение большинства «двадцатки» сильное воздействие оказало, по сути, демонстративное отсутствие Владимира Путина и Си Цзиньпина. Страны Востока и Юга явно чувствуют, что если и дальше пойдут за США по пути политизации организации и радикализации её заявлений, то на следующий саммит в Бразилии могут не приехать не только лидеры, но и любые представители России и Китая. А без их участия какой смысл имеет само существование G20?
Госсекретарь США Блинкен с растерянным видом пытался делать хорошую мину при плохой игре, предлагая толковать общие слова в итоговом документе как конкретное осуждение России. Видимо, он так отрабатывал нагоняй за плохую работу по «убеждению» незападных участников. По-моему, Блинкен ни при чём. Просто в США до сих пор не поняли и не приняли тех кардинальных изменений при формировании многополярного мира, которые другие уже осознали. Поэтому методы американцев (ещё недавно на сто процентов успешные) уже не работают или работают всё слабее.
Если рассматривать в комплексе итоги двух саммитов – БРИКСа и «двадцатки», то следует отметить, что безраздельное западное влияние близится к завершению, начинают проступать черты новых механизмов функционирования международных отношений. Лидеры этого процесса никого не хотели бы вычёркивать, затаптывать, устранять, но предлагают всем осознать: новые механизмы будут гораздо более сложными, чем те, которые сформировались после Второй мировой войны. Уже понятно, что придётся учитывать на основе компромиссов не только интересы двух лидеров, как это бывало ранее, но и интересы новых центров силы, претендующих на образование собственных полюсов многополярного мира. Пока что Россия и Китай совместно со старыми и новыми членами БРИКСа интенсивно осваивают эти новые, очень непростые технологии. К работе присоединяется всё больше стран.