Агенты модернизации / А.А. Яковлев; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 426 с.
Главная идея многостраничного исследования Андрея Александровича Яковлева, пожалуй, такова. Российская экономика интегрирована в мировую, посему неизбежно подчиняется универсальным экономическим законам. И нечего, дескать, изобретать велосипеды, всё уже давно изобретено. Надо лишь умело использовать эти законы для вывода отечественной экономики из болота всевозможных кризисов и стагнаций, проводя эффективную правительственную политику. При этом нельзя злоупотреблять государственным регулированием. Деньги следует тратить не на масштабные инфраструктурные проекты, не на финансирование отраслей и секторов огромного хозяйства страны, а на создание и финансовую поддержку этаких «точек роста».
«Модернизация экономики не может быть обеспечена за счёт бюджетного финансирования. Но средства, выделяемые правительством, могут послужить катализатором для процессов модернизации, если в результате успешной реализации первых инновационных проектов бизнес сам убедится, что «это возможно», – пишет автор. По его мнению, государство, выискивая (либо способствуя созданию) в отечественной бизнес-среде перспективных, потенциально эффективных экономических партнёров (лучше среди малых и средних предприятий), должно помогать их продвижению на мировой рынок. Такое сотрудничество практиковалось, например, в Израиле, где в соответствии с правительственной программой были учреждены 10 частных инвестиционных фондов, способствовавших появлению 100 венчурных инвестиционных компаний. А те, в свою очередь, «стимулировали бурный рост новых высокотехнологичных фирм». Кроме Израиля в качестве показательно-положительных примеров А. Яковлев упоминает Корею, Тайвань, Чили...
В редакционной биографической справке автор книги Андрей Яковлев представлен как «один из ведущих экспертов по проблемам промышленной и структурной политики, поведения и реструктуризации предприятий, корпоративного управления, развития неформального сектора». Он также является проректором Высшей школы экономики и директором Института анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ. Наверное, идея, которую эксплуатирует специалист, сама по себе отнюдь не плоха. Действительно, эффективным менеджерам и молодым учёным, которые могут составить костяки «новых высокотехнологичных фирм», помощь со стороны государства будет далеко не лишней. Однако следовать по пути перечисленных государств, не играющих (за исключением разве что Израиля) ведущих ролей на геополитической сцене, России вряд ли целесообразно. Да и время для подобных «судьбоносных» шагов, похоже, безнадёжно упущено. Как справедливо замечает сам Яковлев, главные участники глобального рынка – транснациональные корпорации – вовсе не склонны равнодушно взирать на появление серьёзных конкурентов. Тем более, добавим, если эти конкуренты вдруг громогласно заявят о себе с территории нынешнего «мирового сырьевого придатка».