Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Инопланетяне захватили «Останкино»

01 января 2007

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Дневник-блог о клонированном эфире

Константин КОВАЛЁВ

Невероятный всплеск рейтинга трансляций Олимпиады и репортажей из зоны конфликта на Кавказе свидетельствует о ничтожности многих развлекательных шоу

ПОВТОРЫ, ПОВТОРЫ…

Речь пойдёт не о том, что на экране повторяются программы, кинофильмы или старые ток-шоу. А о том, что вот уже несколько лет каждый новый сезон (а сентябрь – это, как правило, и есть новый сезон для ТВ) не происходит ничего такого, что могло бы в принципе подтвердить зрительской аудитории: происходит наконец и будет происходить на телеканалах нечто существенное, действительно новое. Этот же год и данный сезон отличаются по повторам вдвойне. Не только мало интересного, но и нового – почти ничего. Нет проявления изобретательности в форматах, идеях, именах, отсутствуют «глубокая ширина» и «широкая глубина». Даже новости становятся всё более одинаковыми и предсказуемыми. Налицо явный кризис в головах делающих эфир вкупе с явной боязнью топ-менеджеров сделать что-нибудь слишком заметное, порой даже дабы не подставляться под критику (в первую очередь – сверху), которая может пошатнуть их и так уже весьма неудобные и скрипящие кресла. Телеканалы-клоны порождают программы-клоны. Разногласия в телесообществе, которые мы нынче наблюдаем, также не привели к тому, что каждый отдельный его субъект сумел выделиться из числа других хотя бы чем-то совершенно неповторимым. ТЭФИ – в полном провале. Если осенью вручение статуэток всё-таки произойдёт (что будет очень странным), то, видимо, большую часть «почётного веса наград» придётся уносить опять Первому каналу. А собственно, всё к этому и шло. В прошлом году ведь подобное случилось: Первый в ТЭФИ остался не только «первым», но и чуть ли не единственным. 

Стали потихонечку исчезать из сетки вещания и некоторые имена, лица и программы. На НТВ не появится воскресный Владимир Соловьёв и «вечный знаток политики» Глеб Павловский. Налицо уход телеканала в сторону от текущих обострённых реалий. Да ведь сама жизнь гораздо интереснее надуманных программ. Один только показ грузинских событий вызвал столь невероятный всплеск рейтинга, о котором даже и не мечтали создатели разговорных ток-шоу. А спортивное вещание, особенно во время Олимпиады! Рейтинг также был на высоте. Подобный факт крайне интересен для отдельного анализа, однако ясно, что реальность значительно важнее, нежели вялые размышления о ней некоторых политологов вчерашнего дня. 

Порхающий по каналам продюсер Цекало нынче покинул Первый. Смена руководителя спецпроектов, казалось бы, должна привести к переменам. Но нет, ничего не наблюдается. Даже обещанное шоу о полётах отдельно взятых «звёзд» явно не первой величины заранее обречено на похожесть с другими вялотекущими и подобными же программами. 

Предстоящее осенью появление нового круглосуточного телеканала «Эксперт-ТВ» и решение «Единой России» запустить свой медиахолдинг пока не добавляют интереса в сферу телевещания. 

«Россия» радовала отдельными телефильмами о судьбе страны и некоторых её исторических личностях. Кажется, канал не собирается отступать от этого. Зрители ждут также завершения проекта «Имя России», итог которого может поразить всех. Изменения в составе новостных телеведущих говорят ещё и о готовности канала к новым веяниям. Однако «России» имеет смысл освободиться от постоянной конкуренции и соревнования с Первым. Очередные взаимные «танцы на льду» лишь подтверждают взаимные притязания двух первых кнопок нашего ТВ. Но свою состоятельность надо доказывать широтой программ и кругозором взглядов, а не упорством в каких-либо отдельных избранных направлениях. 

Уже идут разговоры о явном усилении эзотерическо-экстрасенсной тематики на общероссийском экране. Почти все телеканалы поспешили отметиться в этом направлении. «Феномен» с Геллером на «России», «Битва экстрасенсов» на ТНТ, «Медиум» на СТС, цикл «Фантастические истории» на РЕН ТВ, да даже Малахов-старший на Первом со своими наивными «гороскопами» чудит с предсказаниями. Не хватает разве возврата Кашпировского. «Пипл» это потребляет. Вослед за книжными издателями, бьющими рекорды тиражей по «мистике», в похожий прорыв бросились ревнители экрана. А как известно, обострённая любовь к эзотерике обычно происходит в периоды, когда заметно некоторое ослабление общественного «стержня», когда проявляется какой-то недуг в самом обществе. Так ли это? Во всяком случае, это не просто погоня за рейтингом. Постоянная жажда встречи с НЛО – это тот уровень образования и культуры у работников вещания, который, собственно, и подразумевает содержание телепрограмм. А может, пришельцы на поверку – пустые и неинтересные – уже ходят по коридорам всяких «Останкино» и программируют нам эфир (для непонятливых – это шутка)?! Тогда одно спасение – кнопка «выкл.». Ибо контакта явно не получается, да и быть не должно.

КАДРЫ РЕШАЮТ ЧТО? 

Глубоко убеждён в том, что будущее нашего ТВ зависит от людей, которые придут туда работать в ближайшее время. То есть от новых кадров. В последние месяцы с большой скоростью появляются новые учебные заведения, громогласно заявляющие о наборе студентов, мечтающих получить телевизионную профессию. Количество абитуриентов «для ТВ» растёт ежегодно. Телевидение – интересная работа, все это знают. Молодёжь устремилась в сторону экрана. Однако получают ли будущие вещатели всего и вся образование, которое бы помогло им стать хотя бы просто развитыми людьми? Вот вопрос вопросов. Умение «улыбаться в кадре» и «шустрить по аппаратным» – это лишь одна сотая часть профессии для тележурналиста. А вот образованность и кругозор – вещи настолько важные, что без них телеэкран становится воистину пустым местом в интерьере квартиры. Тотальное нашествие малосведущих в общих жизненных и интеллектуальных вопросах менеджеров, журналистов и редакторов на ТВ приводит к тому, что они радуются как младенцы только шуткам уровня «Смеха без правил», «Наша Russia», «Убойной лиги» или «Комеди клаба», где на фоне мелькающих микроудач из эфира ежедневно «прёт» тотальная детско-юношеская ограниченность в виде пережёвывания давно известных специалистам и просто зрелым людям сексуально-психологических проблем несформировавшихся подростков, ставших уже на самом деле переростками. 

Или мы будем готовить настоящие кадры для ТВ, или они будут появляться как грибы из кэвээновских недоучек, и тогда всё, что «ниже пояса и плинтуса», станет «выше головы». В Интернете подобное нивелирование уже происходит в массовом порядке. Телевидению же только мигни, и с экрана вывалятся наружу все «радости», как говорится, по самое «не хочу». Именно этому и аплодируют нынешние составители программ на телеканалах. Ведь это их «радость», их «мысль», их «перспективы», это их ежедневная жизнь. А всё, что мы видим или увидим, может оказаться реалити-шоу той самой «помойки», за которую они почему-то принимают современный телеэфир. 

Пора делать уборку. По ту сторону экрана.

Обсудить в группе Telegram

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS