Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2016 г.
Телеведение Образование

Институт невежества и деградации

07 сентября 2016

О том, что в школе «что-то не так», вспоминают у нас постоянно – прецедентов в изобилии. То расизм в учебнике обнаружат, то, наоборот, избыток либерализма. Поймают учителя-педофила. Разоблачат очередного ректора или директора – подпольного миллионера с виллой и парком роскошных авто. То толерантность вводят, то патриотизм в особо крупных размерах. И да, ЕГЭ – вечная тема. В «Специальном репортаже» Веры Кузьминой «Люди одной кнопки», вышедшем на канале ТВЦ, всё есть. И проблемы зафиксированы (коммерциализация, разрыв с отечественной традицией), и слова сказаны верные, и примеры конкретные подобраны. Но всё ли сказано?

 

Отчего так плохо с образованием? Учителя все прекрасные, всё понимают, а образование из года в год хуже и хуже. Наверное, министры виноваты. Последние были плохие – вот школа с вузом и завалились. А теперь пришёл хороший (с приходом Ольги Васильевой действительно связаны большие надежды).

«Плохой», «хороший» – это не только этические маркеры, это ещё и характеристики соответствия. Как ни странно, с точки зрения соответствия образование у нас хорошее. Мы имеем то образование, которое заслуживаем. «Школа не может быть выше общества», – говорил в своё время Ушинский. Вот она и не выше, полностью ему соответствует. Бессмысленность, бесперспективность, антисистемность нашего образования – концентрированное выражение нынешнего общественного устройства.

В передаче справедливо критически оценивается переход отечественного образования от формирования творца к воспитанию потребителя. Но разве подобный отказ не порождён самой действительностью? Чем сейчас мог бы заняться творец, выйдя из стен школы и вуза? Где он будет востребован? На разрушенном заводе? В закрытом конструкторском бюро? В оптимизируемой науке? В сфере мало кем востребованного искусства?

Впрочем, потребителя у нас тоже не воспитывают. Это для системы образования слишком трудно, недосягаемая высота. Потребитель должен быть грамотным. Ну какой из нынешнего школьника потребитель, если он не знает, что в рубле 100 копеек, а не 60? Потребитель – это ответственный гражданин, исполнитель, без которого общество не сможет существовать. Человек, который своей нормальной, здоровой законопослушной жизнью поддерживает всю социальную систему. Потребление – оборотная сторона производства. Но раз у нас не всё ладно с последним, то и первого быть не может.

«Кому нужны такие люди?» – спрашивает Кузьмина. А если задаться вопросом: «Кто их производит?» Общество, семья, современная школа, и, конечно же, учителя.

Трудно разделить звучащий в передаче оптимизм профессора Вардана Багдасаряна по поводу учительского контингента. Разве не эти «не потерянные кадры» помогли в последние десятилетия российскому образованию так низко пасть? Либеральная пресса любит клеймить учителей как главных действующих лиц избирательной кампании. Но она молчит о том, что главная фальсификация и подтасовка совершается учителем на своём рабочем месте, всякий раз, как только он встаёт к доске. Завышение оценок, фальшивая отчётность, махинации при проведении контрольных и экзаменов – это только вершина айсберга. Невежество, беспринципность, формализм – вот качества, которые культивировались последние годы в учительской среде.

Пора откровенно признаться: наше образование стало территорией тотальной лжи. Как, почему? Это мало кого интересует. Одни лозунги сменялись другими. Имитационный образовательный механизм оставался нетронутым. И деградация продолжается.

А ведь между тем всё просто. Сила образования не в идеологических ярлычках, а в его твёрдых научных основаниях. Педагогика! Забытое слово. Наше образование антинаучно и антипедагогично. Пока в него не вернутся ответственность, здравый смысл и научная организация, оно так и останется институтом распространения невежества и морального разложения. Надеемся, что приход нового министра в сферу образования – это только первый шаг в комплексных, опирающихся на глубокие научные знания давно назревших переменах в нашем жизнеустройстве.

Виктор БЫСТРОВ

Тэги: Школа Учителя
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

    23.03.2022
  • Опасения реальны

    06.10.2021
  • Урок классика

    12.09.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Школа для будущих звезд

    09.04.2021
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • Милость к падшим или предательство?

    53 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS