О том, что в школе «что-то не так», вспоминают у нас постоянно – прецедентов в изобилии. То расизм в учебнике обнаружат, то, наоборот, избыток либерализма. Поймают учителя-педофила. Разоблачат очередного ректора или директора – подпольного миллионера с виллой и парком роскошных авто. То толерантность вводят, то патриотизм в особо крупных размерах. И да, ЕГЭ – вечная тема. В «Специальном репортаже» Веры Кузьминой «Люди одной кнопки», вышедшем на канале ТВЦ, всё есть. И проблемы зафиксированы (коммерциализация, разрыв с отечественной традицией), и слова сказаны верные, и примеры конкретные подобраны. Но всё ли сказано?
«Плохой», «хороший» – это не только этические маркеры, это ещё и характеристики соответствия. Как ни странно, с точки зрения соответствия образование у нас хорошее. Мы имеем то образование, которое заслуживаем. «Школа не может быть выше общества», – говорил в своё время Ушинский. Вот она и не выше, полностью ему соответствует. Бессмысленность, бесперспективность, антисистемность нашего образования – концентрированное выражение нынешнего общественного устройства.
В передаче справедливо критически оценивается переход отечественного образования от формирования творца к воспитанию потребителя. Но разве подобный отказ не порождён самой действительностью? Чем сейчас мог бы заняться творец, выйдя из стен школы и вуза? Где он будет востребован? На разрушенном заводе? В закрытом конструкторском бюро? В оптимизируемой науке? В сфере мало кем востребованного искусства?
Впрочем, потребителя у нас тоже не воспитывают. Это для системы образования слишком трудно, недосягаемая высота. Потребитель должен быть грамотным. Ну какой из нынешнего школьника потребитель, если он не знает, что в рубле 100 копеек, а не 60? Потребитель – это ответственный гражданин, исполнитель, без которого общество не сможет существовать. Человек, который своей нормальной, здоровой законопослушной жизнью поддерживает всю социальную систему. Потребление – оборотная сторона производства. Но раз у нас не всё ладно с последним, то и первого быть не может.
«Кому нужны такие люди?» – спрашивает Кузьмина. А если задаться вопросом: «Кто их производит?» Общество, семья, современная школа, и, конечно же, учителя.
Трудно разделить звучащий в передаче оптимизм профессора Вардана Багдасаряна по поводу учительского контингента. Разве не эти «не потерянные кадры» помогли в последние десятилетия российскому образованию так низко пасть? Либеральная пресса любит клеймить учителей как главных действующих лиц избирательной кампании. Но она молчит о том, что главная фальсификация и подтасовка совершается учителем на своём рабочем месте, всякий раз, как только он встаёт к доске. Завышение оценок, фальшивая отчётность, махинации при проведении контрольных и экзаменов – это только вершина айсберга. Невежество, беспринципность, формализм – вот качества, которые культивировались последние годы в учительской среде.
Пора откровенно признаться: наше образование стало территорией тотальной лжи. Как, почему? Это мало кого интересует. Одни лозунги сменялись другими. Имитационный образовательный механизм оставался нетронутым. И деградация продолжается.
А ведь между тем всё просто. Сила образования не в идеологических ярлычках, а в его твёрдых научных основаниях. Педагогика! Забытое слово. Наше образование антинаучно и антипедагогично. Пока в него не вернутся ответственность, здравый смысл и научная организация, оно так и останется институтом распространения невежества и морального разложения. Надеемся, что приход нового министра в сферу образования – это только первый шаг в комплексных, опирающихся на глубокие научные знания давно назревших переменах в нашем жизнеустройстве.
Виктор БЫСТРОВ