Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 декабря 2015 г.
  4. № 49 (6535) (10.12.2015)
Политика Мнение

Инструкция по увековечиванию

Как войти в историю России? Транзитом через Запад

10 декабря 2015

Почему к юбилею Георгия Свиридова великому русскому композитору не установили памятник в столице? Не назвали его именем улицу, площадь, станцию метро? Ведь, казалось бы, гениальность его неоспорима, символичнее даты не придумаешь — 100-летие всё-таки. «ЛГ» выступила с инициативой поставить Свиридову памятник в Москве, более двадцати тысяч москвичей проголосовали за эту идею в интернете, но всё тщетно...  Как вообще работает механизм увековечивания? По какому принципу определяют достойных памятника? Как подбирают кандидатов для награждения высшими наградами России?



Первой награждённой орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени (из числа творческих деятелей) была Майя Плисецкая. Знаменитая балерина получила одну из высших наград России, где не жила со времён распада СССР. Обосновалась в Германии, приняла литовское гражданство. Недавно в её честь открыли сквер в самом центре столицы. Торец примыкающего дома украшен произведением бразильского граффитиста. Говорят, Майе Михайловне нравилась эта работа, изображающая её. Ну что же, придётся москвичам потерпеть аляповатую инородную картину в патриархальной среде Большой Дмитровки.

Величественный образ Майи Плисецкой, старательно создаваемый СМИ, уже заслонил и Анну Павлову, и Галину Уланову, стоит ли говорить о Екатерине Максимовой – шесть лет прошло после её смерти, и ни переулка в её честь, ни мемориальной доски.

Орден «За заслуги перед Оте­чеством» I степени в основном получали безоговорочные авторитеты, личности масштабные, но вдруг в одном списке с Людмилой Зыкиной, Игорем Моисеевым, Элиной Быстрицкой, Александрой Пахмутовой возникали фигуры – как бы сказать поделикатнее – несоизмеримые, что ли. Вот, например, почётнейшей наградой России награждают Леонида Броневого, пусть и любимого народом артиста, но к гениям явно не относящегося. Если бы орден выдавался за антисоветские взгляды, тогда вопросов нет: Броневой – достойнейший из достойных, но ведь I степень за другое – за нечто поистине великое, за «особо выдающиеся заслуги»…

Или возьмём последнего по счёту кавалера – Геннадия Хазанова… Чувство неловкости испытываешь, наблюдая, как юморит директор Театра эстрады, получая награду. Странно, Геннадий Викторович артистом давно не работает, возглавляемый им театр занят в основном предоставлением площадки в аренду. Какие такие «особо выдающиеся заслуги»? Народная любовь? Но ведь не менее любим народом Михаил Задорнов, однако такими высокими наградами он почему-то не отмечен.

Народ так устроен (и это вполне естественно), что невольно сравнивает одного художника с другим, определяет для себя значимость персоны, в том числе и с оглядкой на государственные награды, топонимику, памятники, частоту упоминания в СМИ. Благодаря всем этим атрибутам славы в обществе формируется иерархия ценностей.

За последние четверть века сложилась система, где, к примеру, Галина Вишневская выше Ирины Архиповой (которая и с властями не конфликтовала, и в эмиграции не была). Хотя голос первой степени, безусловно, принадлежит Ирине Константиновне, нивелируется это обстоятельство орденом первой степени Галины Павловны. Да и СМИ постарались, чтобы безотказно срабатывала в общественном сознании ассоциация: оперная певица – Вишневская, поэт – Бродский, писатель – Солженицын, режиссёр – Тарковский...

Хотя всё очевиднее, например, монументальное величие Сергея Герасимова… Наряду с памятниками Бродскому и Мандельштаму могли бы появиться в Москве и другие – Николаю Рубцову, Юрию Кузнецову…

Вдохновенное прославление Булата Окуджавы выглядит избыточным, когда забыт гений русского романса Аполлон Григорьев. Высоцкого у нас вспоминают так часто и так громко, увековечивают его имя так старательно, будто народ о Владимире Семёновиче забыл и срочно надо о нём напомнить. Но не пора ли воздать должное действительно несправедливо забытым – Михаилу Анчарову, например? Уникальная личность, писатель, поэт, сценарист, бард, которого и Высоцкий считал своим учителем…

Но что говорить об Анчарове, если даже Горький оказался в немилости: скульптуру Шадра – Мухиной депортировали из центра Москвы в резервацию «Музеона». Если 100-летие великого Георгия Свиридова не явилось поводом установить ему памятник в столице... Зато Мстислав Ростропович увековечен – и в виде памятника, и лайнер Аэрофлота в его честь назван, и теплоход, и присвоено его имя улицам и вузам…

А всё почему?

Рассчитываешь на памятник? Надеешься, что именем твоим назовут улицу? Будь с Родиной подчёркнуто холоден, подмечай изъяны, не прощай слабости. Стань «гражданином мира», и твой авторитет в России существенно возрастёт.


Тэги: Георгий Свиридов
Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отчалившая в вечность

    06.07.2022
  • Свиридова чтят в Курске

    12.12.2021
  • Для Курска нет понятия „провинция“

    27.12.2017
  • Разные записи

    01.02.2017
  • Музыка как судьба

    01.02.2017
  • Век Свиридова

    40 голосов
  • Русская сюита

    34 голосов
  • Музыка как судьба

    27 голосов
  • Он умер так не вовремя

    24 голосов
  • «Метель» на все времена

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS