Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2014 г.
  4. № 42 (6484) (29.10.2014)

Инструменты пропаганды

29 октября 2014

В России уже стали забывать про Pussy Riot, но в Германии благодаря телескандалу, связанному с этой историей, пока не удаётся. Ранее немецкими СМИ Pussy Riot были представлены как мужественные артистки, даже художницы в высоком смысле, которые самоотверженно борются с режимом Путина. За это «злой Путин» приказал посадить их на два года за решётку.

Группа немецких тележурналистов с другим видением того, что такое искусство, сделала фильм, в который были включены известные «выступления» Pussy Riot, целью которых было привлечь к ним внимание как можно большего количества людей. Были показаны кадры нескольких наиболее «ярких» акций гражданских активисток от искусства. Например, известный дуэт одной из них с замороженной курицей в супермаркете. Дальше следовал сюжет о ещё более смелом решении в Зоологическом музее. На первый взгляд этот перформанс может показаться просто массовкой, в которую по причине недостаточного бюджета взяли обитателей трёх вокзалов, которые по сценарию совокуплялись, что удивительно, парами, на глазах у посетителей музея. Некоторые представители креативного класса на Западе искренне считают этот жанр искусством. Правда, не все одобрили, а некоторых даже шокировало, что главная героиня перформанса была на девятом месяце беременности. Даже западные зрители, при всей их демократичности и свободе самовыражения, содрогнулись от такой смелости этой высокохудожественной постановки.

Но в центре этого ролика, конечно, красочное выступление в храме Христа Спасителя, на котором строится вся защита осуждённых за их гражданскую позицию «художниц». Коротко показали главу немецкой партии «зелёных» Клаудию Рот, которая словами: «Приговор Pussy Riot – это объявление банкротства русской юстиции» подписала суровый приговор всей России. Авторы ролика, напомню, которые не понимают такого искусства, но понимают, каким целям оно служит, задают вопрос: «Действительно, всё так запущено в России?» Ответ на этот вопрос они дают кадрами из телевизионных программ федерального канала ZDF.

Программа «Аспекты». Несколько коротких интервью с известными в Германии, и не только, женщинами – их мнение о Pussy Riot. Нобелевская лауреатка в области литературы Херта Мюллер: «Диктатура всегда жеманна, ложно стыдлива, а искусство Pussy чувственно». В этом она видит причину конфликта власти и «артисток». Следующей была известная в России гэдээровская певица и драматическая актриса Нина Хаген, которая промямлила несколько буквосочетаний, имитирующих русские слова, с соответствующими её имиджу вульгарными ужимками. Несколько слов от знаменитой немецкой феминистки Алис Шварцер. По её мнению, «режим Путина – это разновидность исламизма». Но через несколько секунд, в течение которых лицо её выражало муки рождения мысли, резюмировала: «Это фундаментализм!» Известная кино- и театральная актриса Анна Тальбах представила свою интерпретацию этой истории. Она «не одобряет вторжения в частную сферу и надругательства над церковью, рассматривала бы перформанс в храме именно как такой возмутительный акт. Но только не случай с Pussy Riot – это совсем другое, это политика! Молодые женщины выразили свой протест против диктатуры Путина. Их арест и суровый приговор неприемлемы!»

В следующей части ролика снова Анна Тальбах, уже как участница интеллектуального ток-шоу на том же канале ZDF. Bедущая ток-шоу Шарлотта Рош задала ей вопрос о том интервью в программе «Аспекты», где она осуждает Россию за гонения на Pussy. Анна честно ответила, что ей предложили много денег за то, что она произнесёт нужный текст. Надо сказать, что присутствующие, явно шокированные, спросили почти одновременно: а сколько денег? Анна ответила, что не имеет права об этом говорить, но много. Все весело засмеялись. На следующий вопрос Шарлотты Рош: «А что ты должна была там сказать за эти деньги?» фрау Тальбах ответила со смехом, что уже не помнит.

После того как в российских СМИ прошло сообщение, что немецкие медиа платят за политически ангажированные выступления, последовал ответ от канала ZDF. Оказывается, это была сатира (?!), но так тонко обыгранная, что ни один телезритель этого не понял. Не поняли этого и сами участники этой «сатирической инсценировки». Авторы ролика недоумевают – нет никаких признаков того, что это была сатира. Почему канал ZDF объявил, что это сатира не сразу, а по прошествии времени? Конечно, эта неуклюжая попытка канала ZDF вывернуться никого не убедила. Что интересно, вскоре после этого успешное ток-шоу Roche & Böhmermann было закрыто с формулировкой «разногласия участников». Эта история ещё одно доказательство истинной свободы слова на федеральном канале ZDF.

Использование потенциала популярных людей для того, чтобы убедить зрителей поменять мнение в «нужном направлении», может иметь и другие формы. Если в первом случае мы видим внедрение в сознание телезрителей искажённой или неверной информации, носителями которой должны стать известные персоны, то цензура фильтрует информацию с целью не допустить правды, которая может повлиять на сознание аудитории и задать «не тот» вектор. Вот один из примеров. Известному немецкому кабаретисту Бутцко запретили выступления в телевизионных программах двух главных федеральных каналов ARD и ZDF. Причина – он критикует Европейский союз. Несколько месяцев назад его пригласили выступить в политическом ток-шоу Майбритт Ильнер на канале ZDF. Программа была посвящена выборам в Европейский парламент. Перед эфиром он должен был представить редактору программы текст своего трёхминутного выступления, после чего в эфир его не выпустили. Несмотря на запрет, Бутцко опубликовал в интернете текст своего несостоявшегося выступления в ток-шоу.

Вот отрывок из этого текста: «Почему для немцев так важны выборы в Европарламент? Потому что мы – нация по экспорту – мы производим, например, цацики (греческая приправа) менее затратно, чем греки. По этой причине греческий производитель остаётся со своим цацики и становится банкротом, ему не хватает средств, чтобы купить наш немецкий цацики. Но мы даём грекам кредиты, чтобы они смогли его покупать. И это модель успеха ЕС. Если за такую политику могут дать Нобелевскую премию (ЕС – нобелевский лауреат премии мира), я хочу спросить Нобелевский комитет, когда он начнёт войну?»

Бутцко – не единственный из известных медийных персон, которые не согласны с политикой ЕС. Уже и в России стали популярными немецкие сатирические ролики «Die Anstalt» (психушка), где очень точно подмечена несостоятельность киевского режима и его персонажей, а также их покровителей. Известный немецкий певец и драматический артист Константин Веккер активно критикует немецкое правительство и фрау Меркель за то, что они поддерживают несправедливые санкции против России, принимая участие в травле её Западом. Будем надеяться, пропаганда с её сомнительными методами не сможет победить здоровые процессы, которые должны расширить круг немцев с адекватным отношением к противостоянию России и Запада и повлиять на справедливое его разрешение.


Тэги: Россия СМИ Европа
Обсудить в группе Telegram

Наталия Янкова

Наталия Александровна Янкова, председатель прав... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Совсем по Оруэллу

    12.07.2023
  • Совсем по Оруэллу

    11.07.2023
  • «Вы нам нефть, а мы вам – в зубы»

    07.07.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS