85 лет со дня рождения Александра Зиновьева
Впервые я встретил Александра Александровича в июне 2001-го на конференции по проблемам образования. Удивило – он назвал советскую школу замечательной, вобравшей всё лучшее из дореволюционной русской педагогики. Интуиция мгновенно подсказала, что интервью по этой теме получится чрезвычайно интересным, и я бросился вдогонку за знаменитым мыслителем в надежде получить согласие на беседу. Он тут же согласился, назвав домашний телефон, и через неделю мы вели у него дома долгий разговор о советской школе, литературе, «за жизнь».
Зиновьев всю жизнь разрабатывал свою социологическую теорию, сильно отличающуюся от общепринятых, помогавшую ему прогнозировать многие события в мире с большой степенью вероятности. Произошедшее в США 11 сентября для него не стало сенсацией.
– Невозможно предсказать, как всё будет точно, но я знал: нечто подобное должно было случиться рано или поздно. Это – война нового типа. Её ведёт западное сверхобщество, во главе которого США. Сверхобщество – это объединение людей с гораздо более высоким уровнем организации, чем обычные общества. В сверхобщество вовлечено около ста миллионов человек. Оно запустило щупальца во все уголки мира.
Зиновьев рассуждал уверенно – он всегда мыслил независимо, не боясь критических оценок.
Называл себя эпатажно «самостоятельным государством из одного человека», но Россию искренне любил и переживал за её судьбу, всеми силами стараясь быть ей полезным. Мог остаться в Германии, но вернулся домой, хотя не сказать, что здесь был сильно востребован.
«Литгазета» предложила ему вести свою рубрику – он с большой охотой согласился. Сам приносил рукописные тексты в редакцию.
Он тогда много писал о проблемах менталитетной сферы – части общества, ответственной за общественное сознание. Главный результат антикоммунистического переворота он видел в разгроме менталитетной сферы общества – наступил идеологический, психологический, менталитетный «беспредел». Политическую систему в России он считал имитацией демократии. В двойном понимании – как подражание западным образцам и как псевдодемократию.
Западные заимствования в России всегда преображаются до неузнаваемости. Возник гибрид западнизма и советизма. Зиновьев вывел закон «социальной регенерации» – доказывал, что в России идут процессы, схожие с попытками реставрации советской системы. Раз сохранился тот же человеческий материал и геополитические условия его существования, то новая система создаётся во многих отношениях близкой к разрушенной. И какие бы ни были умонастроения у строителей новой российской системы – всё равно они делают нечто, близкое к советской системе.
Согласитесь, сегодня Зиновьев нашёл бы ещё больше доводов в пользу своего закона. Жизнь подтверждает правоту многих его утверждений, с которыми не хотелось соглашаться, но против реальности не попрёшь.
Александр Александрович прожил замечательную жизнь – высшее его достижение, интегрально превосходящее всё, что сделал по отдельности в науке, литературе, живописи. Жаль, он ушёл раньше, чем должен был. Ведь он мог поведать нам ещё очень много важного. Последняя его книга «Фактор понимания» поражает громадным количеством мыслей-тезисов, обладающих мощной эвристичной силой.
Занимаясь историей, даже самые умные и честные люди чаще всего оперируют вымышленным прошлым, подделанным применительно к интересам настоящего. Слишком много в нашей жизни обмана, мистификаций, подделок, пропаганды, фальсифицирующих историческое прошлое – понятие истины здесь вообще теряет смысл. Исторический миф на мифе сидит и мифом погоняет. Интеллектуальная среда жутко загрязнена дезинформацией.
Впечатление от книги – автор будто спешил напоследок выделить и сказать нам самое важное из продуманного им. Главную роль в понимании происходящего в обществе он отводил социологии. Сокрушался, что миру насильно навязывается искажённое понимание действительности. Что «хозяевами интеллекта» стали бездушные расчётливые дельцы.
Жизнь стала до такой степени чрезмерно практичной, что людям, совокупно нравственным и умным, жить становится в нашем мире всё тяжелей. Главной и глубочайшей проблемой человечества Зиновьев называл необходимость радикального пересмотра «изготовления интеллекта» – соответствующего новым условиям бытия.
По сути, это призыв к лучшим умам совершить интеллектуальную революцию – напрячь все силы, чтобы прорваться на новые уровни понимания происходящего, отражая все атаки интеллекта «контрреволюционного», служащего суперпрактичным хозяевам жизни. Иначе человечеству грозит самый страшный тоталитаризм – глупости.
Многое из зиновьевского оказалось непонятым – слишком далеко он забежал вперёд.