Интеллигенция и интеллигентность. – Иваново, 2009. – 120 с.
Тема эта одна из самых популярных. В публицистике последних лет возникают острые дискуссии о том, существует ли в нынешнем обществе такая «прослойка» и каковы её отличительные черты. Не так давно прошла такая дискуссия и на страницах «Литературной газеты», собрав рекордное количество откликов. Книга «Интеллигенция и интеллигентность» доктора медицинских наук, профессора Ивановской медицинской академии Льва Сергеевича Горожанина продолжает эту тему.
Первая часть книги – лекции, адресованные студентам медицинских вузов, о том, что такое интеллигентность и почему это качество необходимо современному врачу. Лекционный стиль, конечно, сообщает изложению некоторую сухость и наукообразие, но, прочитанные в аудитории в режиме реального времени, эти лекции несут необходимую информацию студентам. Во всяком случае, преподаватель, опираясь на изложенное в книге Л. Горожанина, начиная этот непростой разговор с нынешними молодыми людьми, решает большую воспитательную проблему, не давая всем дискуссиям о сути современного интеллигентного человека остаться лишь на бумаге.
«В последние же десятилетия положение интеллигенции у нас неоправдано принижено. Хуже того, приходится говорить о нравственной эрозии, поразившей значительную часть интеллигенции, особенно творческой. Полагаю, что лишь «меньшая её часть», по утверждению Фазиля Искандера, «всё ещё героически остаётся интеллигенцией в старом русском смысле этого слова». Не будем разделять и пессимизма Александра Исаевича Солженицына, считающего, что слово «интеллигенция» у нас окончательно скомпрометировано и должно быть заменено другим – не от «знать, понимать», а от какого-то другого слова, несущего духовное содержание…».
Сам автор определяет интеллигентность как сочетание высшего образования, кодекса нравственных качеств и культуры, причём «у интеллигентного человека те или иные формы внешней культуры всегда согреты глубокой внутренней культурой. При внимательном взгляде бывает не так уж трудно отличить теплоту, искренность от холодной любезности, пусть даже в строгих рамках этикета». Кстати, вторая часть книги задумана, видимо, как иллюстрация к беседам и состоит из очерков, герои которых характеризуются уже в эпиграфе: «Люди, сопротивляющиеся морально-культурному разложению и скотству, пытающиеся противостоять надвигающейся социальной энтропии, действительно могут быть отнесены к морально-ценностной элите общества, к тем, кого раньше называли аристократами духа» (В. Соловей, доктор исторических наук).
Уже из первых строк книги, объясняющих происхождение понятия «интеллигенция», становится ясно, что профессор ведёт беседы со своими учениками не для того, чтобы открыть что-то новое в исследовании вопроса или продемонстрировать нестандартный ход своих размышлений. Лекции записаны, чтобы помочь преподавателям вырастить в молодых людях потребность стать настоящими интеллигентами не в старомодном, не в оболганном, а в современном смысле этого слова. Потому что «…в основе общего кризиса, поразившего Россию, лежит духовный кризис, преодоление которого невозможно без участия интеллигенции», – считает Лев Горожанин. И не видит другой возможности для студента стать настоящим врачом, не будучи интеллигентным человеком.
Думаю, утверждение касается не только медицины…