ТЕЛЕ МОРАЛЬ
Мы как будто просыпаемся после страшного сна и начинаем наконец называть вещи своими именами. Кинорежиссёр Владимир Меньшов демонстративно отказался вручать создателям «Сволочей» награду MTV, сказав, что фильм позорит нашу страну.
Сценарий его написал Владимир Кунин. Он же прославился благодаря картине «Интердевочка», вышедшей на экраны Советского Союза в 1989 году. Фильм о жизни несчастной советской медсестры и одновременно благородной валютной проститутки послужил примером для многих девушек, дезориентированных обрушившейся на них безграничной гласностью. В советское время, когда они только начинали развивать свои неокрепшие умы, порок на экране не изображался в столь привлекательном виде, да ещё с прямыми рецептами, как достичь желаемого результата при соблюдении известной осторожности. Поэтому неудивительно, что проститутка Таня Зайцева своим появлением на экране очень помогла наполнению зарубежных борделей нашими наивными соотечественницами.
– Если бы вам предложили написать продолжение? – спрашивала Владимира Кунина в 2004 году журналистка «Комсомольской правды» Наталья Волошина.
– Я бы рассмеялся. Если раньше проституция была профессией доходной, престижной (! – Н.Т.) и достаточно редкой, то теперь эти нищие девки стоят на каждых ста метрах. И если раньше 100 долларов были безумными деньгами, то теперь это копейки. Когда-то валютная проститутка считалась избранницей Божией (! – Н.Т.), поскольку у нее была валюта, а теперь есть профессии куда более доходные! А менять ей профессию, обвешиваться детьми – нелепо. Всё, история кончилась, – цинично ответил Кунин.
Популярности древней профессии проститутки в нашей стране немало поспособствовал талант режиссёра-постановщика и актёров, занятых в фильме. Пётр Тодоровский вспоминал, что, когда вышло его интервью, в котором он сообщил, что приступает к съёмкам «Интердевочки», ему стали мешками приходить письма с фотографиями. Провинциальные девчонки снимались в откровенных позах, умоляя режиссёра пригласить их на главную роль. «Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те советские времена!» – объяснял режиссёр.
Удивительное дело, насколько может увлечь вынутая из контекста реальной жизни и оттого ставшая фальшивой, но красиво преподнесённая идея свободы от всего, что делает жизнь обременительной.
Мир устроен так, что жизнь обременительна всегда – нужно трудиться ради хлеба насущного, нужно постоянно помнить о том, что ты не один живёшь, и тогда это облегчит твою же жизнь. И поэтому нравственность – это как раз то средство, которое выдумали люди, чтобы не опускаться до отношений, царящих в звериной стае.
Животным «понятиям» люди противопоставили сочувствие к слабому, уважение к старшим, любовь к родине, почтение к знаниям и соблюдение правил приличия. Все эти истины, ставшие в нашем обществе в своё время прописными благодаря качественной системе образования и творчеству классиков литературы, музыки, живописи и кинематографии, в последние 15 лет они – нет, не подвергаются сомнению – опровергаются нашим телевидением. О юмористических передачах для взрослых на телевидении уже сказано и написано немало. Но обратите внимание на трансформацию сюжетов детского юмористического киножурнала «Ералаш». Куда пропали любознательные школьники, которых в остроумных сюжетах старого «Ералаша» интересовала проблема, почему параллельные линии не пересекаются? Где теперь учителя, которые пользуются авторитетом и уважением своих учеников? Они есть, но только не в новых сюжетах «Ералаша». Теперь здесь крайне упитанные школьники, один вид которых, очевидно, должен вызывать смех у зрителей, травят собаками и нагло обманывают таких же наглых и глупых учителей. А ещё туповатые, но коммерчески смышлёные детки постоянно заняты грубыми ухаживаниями за противоположным полом. Неужели талантливого и остроумного главного редактора «Ералаша», который и ранее возглавлял тот же киножурнал – в лучшие его годы, забавляют сюжеты его собственного детища?
Известно, что наибольшую коммерческую выгоду приносит эксплуатация низменных инстинктов. Небольшие затраты на примитивные удовольствия, не требующие от клиентов никаких усилий, окупаются с лихвой. Однако профит от перелицовывания нравственных понятий получают единицы, а вред от такой деятельности – миллионы.