Светлана Потёмкина. Надежда Павлова. Большое интервью с балериной. – М.: Прогресс-Традиция, 2021. – 264 с. – 1000 экз.
В моей домашней библиотеке есть первая книга об этой замечательной балерине. В 1986 году Пермское книжное издательство выпустило в свет фотоальбом «Танцует Надежда Павлова» (автор текста–Александр Авдеенко, фотоматериалы – А Макарова, Т. Серовой, А. Клюшкиной и А. Конькова). И вот спустя почти тридцать пять лет вышло новое издание о народной артистке СССР
Среди множества цитат и эссе в книге приведены и слова Майи Плисецкой: «Она слишком хороша, если можно так выразиться. Вы только представьте себе, какой успех был бы у Нади Павловой с Барышниковым на сцене Большого театра! Это осталось бы в памяти, потому что настоящее всегда остаётся».
Павлова действительно феномен. Она изменила эстетику балерин, поразив всех своим безмерным шагом и огромным подъёмом. Но не только физические данные восхитили в юной девчушке. Её дарование отличалось тем, что всё в танце казалось неожиданным, живым и естественным, рождённым на глазах у зрителя.
Светлана Потёмкина, проявив изрядную настойчивость и целеустремлённость, смогла разговорить обычно немногословную и сторонящуюся публичности Павлову. Так была сформирована книга, состоящая из интервью артистки и откликов коллег на её искусство. Их имена красноречивы: Асаф Мессерер, Игорь Моисеев, Ростислав Захаров, Юрий Григорович, Владимир Васильев, Андрей Петров, Наталия Касаткина. Ролан Пети назвал Павлову «чарующим зрелищем». Николай Боярчиков, занимавший пост главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, где выпускница местного хореографического училища вундеркинд Павлова начинала свой блистательный творческий путь, выразился очень точно. Он высветил её характерную особенность – «интуицию пластики».
В книге слышен голос педагогов Павловой – Людмилы Сахаровой и Марии Семёновой, партнёров и учеников. Их высказывания позволяют дополнить портрет Надежды Васильевны живыми красками. Но главный образ героини вырастает из её собственных откровений, в которых Павлова предстаёт человеком естественным и непретенциозным: «До 28 лет я вообще не умела говорить. Кроме того, журналисты задавали такие вопросы, о которых я ещё не думала».
Первая встреча с искусством танца состоялась в 1961 году, в студии чебоксарского Дворца пионеров. И ни плохая погода, ни что-либо ещё не могло заставить Надю пропускать занятия.
Путь на балетный Олимп был непростым, помимо физических перегрузок здесь поджидали личностные конфликты: «Сейчас понимаю, что и мой школьный педагог Л.П. Сахарова, и первый балетмейстер-репетитор Большого театра Г.С. Уланова хотели мне добра и делали это так, как сами себе представляли. Другое дело, что это не совпадало с моим тогдашним восприятием».
Книга прекрасно издана – поклон издательству «Прогресс-Традиция». Удобная вёрстка, строгий художественный дизайн, тщательно выверенный текст. Содержательным украшением стали многочисленные фотографии – сценические и бытовые. Это замечательный подарок не только поклонникам балерины, книголюбам, но и тем, кто профессионально занимается теорией и практикой балетного творчества. Балетоведы, критики, студенты театральных вузов получили прекрасное издание, снабжённое весомым справочным аппаратом: репертуар Павловой по годам, библиография, фильмография, именной указатель.
Александр Максов