Биографическую комедию от режиссёра «Круэллы» называют одним из лучших фильмов года и пророчат попадание в номинации престижных премий.
Критика Уолл-стрит в американском кинематографе – явление далеко не новое, хотя и в особенности модное в последнее время. В основном раньше она лежала в плоскости сатиры – высмеивания определённого архетипа дельцов с фондовой биржи. Лицемерные и прагматичные яппи были столь же удачным объектом для критики со стороны противников неолиберализма, сколь и очевидным объектом для подражания. Это были уже не те похожие на бегемотов с котелком на голове и сигарой во рту герои советских карикатур, а молодые люди в элегантных приталенных костюмах. Образ, согласитесь, привлекательный. Тогда вектор критики сменился с гипертрофированных представителей на саму систему. Главной целью стало развенчание мифа о прозрачности и справедливости того, что происходит на фондовой бирже. К списку картин, разъясняющих зрителю суть этого сложного финансового механизма, добавилась ещё одна – «Дурные деньги» Крэйга Гиллеспи.
Фильм повествует о прогремевшем на весь мир прецеденте 2021 года, когда произошёл резкий скачок цен на акции магазина видеоигр GameStop, что привело к многомиллиардным потерям со стороны инвестиционных фондов, «сыгравших на понижение». Покупателями акций были индивидуальные инвесторы: преимущественно студенты и представители уязвимых слоев общества. Желание спасти от банкротства загибающуюся сеть магазинов со временем перерастает во флешмоб, подхваченный аудиторией соцсетей, а тот уже, в свою очередь, становится акцией классового неповиновения. Причём в манифесте инициатора всего этого действа прямо указывается, что это есть не что иное, как «новый виток классовой борьбы». Картина уверенно балансирует на грани между захватывающим и заряженным духом молодёжного бунта подходом к повествованию и драматической историей, происходящей на фоне пандемии и её последствий для обычных людей. Композиционно она очень похожа на «Игру на понижение» Адама Маккея. Разве что у последнего было больше креативных формалистских приёмов. В остальном всё так же: зрителю дают возможность увидеть один и тот же феномен глазами сразу нескольких героев. Наиболее удачной из побочных, на мой взгляд, является сюжетная линия медсестры Дженни (Америка Феррера), которая даже после всех описанных событий решает держать акции, не продавая их и оставаясь в крайне затруднительном финансовом положении. Нельзя не отметить и Пола Дано, исполнившего роль Кита Гилла, собственно, инициатора всей кампании. Наверно, это самый сложный перформанс Дано за всю его фильмографию, в которой, на минуточку, были роли в таких лентах, как «Фабельманы» Спилберга, «Пленницы» Вильнева и «Нефть» Андерсона.
Подводя итог всему вышесказанному, «Дурные деньги» – это отличный пример того, как нужно снимать «финансовые картины». Фильм Крейга Гиллеспи достаточно демократичен для восприятия: понять его может каждый, и для этого не нужно обладать большим объёмом знаний о структуре рынка ценных бумаг. Мы уже неоднократно видели «столкновение классов» на экране в различных вариациях, однако история с GameStop изначально не выглядела кинематографичной. Тем не менее создателям «Дурных денег» удалось весьма занимательно визуализировать это. Другой вопрос, справедливо ли в контексте этого фильма говорить об «антикапиталистическом посыле», как о том пишут многие западные издания? Главные герои ведь борются с богачами здесь при помощи всё тех же рыночных механизмов, тем самым поддерживая всё ту же систему.