Казалось бы, многолетняя работа в приёмной комиссии настраивает на то, чтобы уже ничему не удивляться. Достаточно вспомнить такие высказывания вчерашних школьников: «Пётр частично Великий», «Оргазм (вместо Эразм) Роттердамский», «Будённый?.. Это конь Ворошилова»… и т.п. Тем не менее услышанное от нынешних «поступантов» потрясло с новой силой. Вот некоторые ответы абитуриентов кафедры режиссуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, с которыми я в этом году проводил собеседования по истории и литературе. (Знакомство с пьесами русских и зарубежных классиков оговаривалось в приёмных требованиях к будущим режиссёрам.) Итак:
М.: «Мазепа завёл фашистов в болото». (Видимо, что-то слышал о Сусанине и перепутал его с Мазепой, а польский отряд с фашистами).
К.: «Ревизора написал Пушкин». – «А что написал Гоголь?» – «Недоросль… И ещё эту, ну… Про переселение душ».
И-ва: «Борис Годунов написан накануне Первой мировой войны». (Это родилось, видимо, из услышанного на консультации, что Борис Годунов был написан накануне восстания декабристов)… Далее «выясняется», что царевич Дмитрий – сын Павла I.
Б-ва: «Летописец Пивен… Самозванец бежал в другую страну». – «В какую же?» (После подсказки соседа: «На букву П.», назвать страну на букву П. не смогла.)
Я-на: «Смутное время – это когда всех мутит».
С-ва: «Пушкин жил при Иване Грозном». – «Который из Пушкиных?» – «Который написал про Бориса Годунова… Неверно? Ну, значит, Пушкин жил при Петре Великом…» – «А Пётр?» – «Жил в ХIХ веке».
С-ва о героях комедии Фонвизина «Недоросль»: «Простаковы и Скотинины – это рабочие».– «Что?!» – «Ах, нет! Крестьяне».
К. не смог сказать даже при подсказке насчёт набережной Кутузова, кто командовал русскими войсками при Бородино.
Ф: «Хлестаков имел лавку… Нет?.. Вспомнил – он был рабочим».
М-ва: «Чехов написал «Вишнёвый сад» в 1860 году».
М.: «Пьеса Вампилова «Страшный сын». – «Что?!» – «Извините. Страшный сон».
Б.: «Крепостное право отменили в 1918 году».
И. не знает ни одного произведения Маяковского. Сзади шепчут: «Ленин». «Хорошо». И. отвечает: «Ленину хорошо»…
Указанный в заголовке «Инвестор Махно» родился во время консультации.
– Объясните, пожалуйста, во что вкладывал капитал Махно? – задал вопрос абитуриент.
– Откуда вы взяли, что Махно вкладывал куда-то капиталы? Он, мягко говоря, конфисковывал чужие.
– Я как-то раз телик включил. На экране какой-то Махно то с шашкой, то с маузером бегает. А его почему-то называли – Инвестор…
Так современный юноша услышал, по созвучию с модным словом «инвестор», «неслыханное» имя – Нестор…
Можно, конечно, посмеяться над всеми этими нелепостями. Но тут совсем не до смеха! Хотя бы уже потому, что список подобных примеров можно увеличить раз в десять. Из 120 проходивших собеседование только 14 ответили более или менее сносно и смогли сдать другие экзамены.
И пусть читатель не думает, что несусветную дичь несли единичные невежды, доехавшие с помощью ЕГЭ и аттестатов из каких-то особенно глухих углов. География мест обучения таких «знатоков» и выдачи им аттестатов о среднем образовании – почти вся Россия: Южно-Сахалинск, Красноярск, Новый Уренгой, Сургут, Уральск, Новокузнецк, Бийск, Пермь, Пенза, Вятка, Калуга, Кириллов, Вологда, Архангельск, Коряжма, Ульяновск, Ярославль, Башкирия, Тихвин, Торжок, Струги Красные, Павловск и, как это ни печально, Санкт-Петербург…
Картину дополняют сочинения поступавших:
«У Евгения Онегина вопрос о чести поднимался на балу». «Татьяна Ларина ещё молода и не понимает, что она получила от Пушкина». «Одну из героинь «Героя нашего времени» зовут Бель». «У Фамусова одна мечта: переженить на богатых всех своих дочерей». «Коробочка. Даже не знаю – как её обозвать». «Мать Чехова умерла в детстве». «Максим Алексеевич Горький пишет в Буревестнике: «А он, мятежный, просит бури». «В поэме Есенина «Двенадцать» мы видим повелителей жизни, в которых не осталось ничего человеческого». «В произведении Твардовского «Один день Ивана Денисовича» есть такая фраза: «согласен на медаль»…
Должен предостеречь читателя от искушения сделать вывод, будто абитуриенты, продемонстрировавшие своё «очень среднее» образование, столпились исключительно у дверей Университета культуры и искусств. Примерами подобных ответов на вступительных экзаменах в изобилии располагают преподаватели и других вузов.
И главное: большинство высших учебных заведений не включает в приёмные требования знания по гуманитарным предметам. В результате – любое количество неучей, подобных авторам вышеперечисленных ответов, может свободно поступить в большинство вузов страны. Значит, если посмотреть правде в глаза, придётся признать: налицо резкое снижение уровня образования и интеллектуального развития подрастающих поколений. И вызвано это весьма серьёзными причинами.
О каждом из факторов, губительно действующих на умственное развитие и культурный уровень современного человека, пишут и говорят. Но общая картина вырисовывается не всегда.
Начнём с неблагополучия в системе среднего образования. Квалифицированных учительских кадров, как известно, не хватает. По официальным данным, более 50% выпускников педвузов из-за низкой зарплаты не хотят работать в школах. По данным не официальным, но вполне достоверным, эта цифра значительно выше и в некоторых выпусках достигает 90%. По той же причине учителя, перегруженные совместительством, часто не имеют возможности готовиться к урокам и повторяют на занятиях что-то из прежних, порой подзабытых уроков.
Массовый характер приобрело в школе выставление положительных оценок «незнайкам». В одних случаях – в благодарность за щедроты их родителей, в других – ради «престижа» школы.
80% книг для школы, как признаёт министр образования А.А. Фурсенко, содержат ошибки. Формулировка слишком мягкая, тем более если говорить об учебниках по отечественной истории. Озабоченность создавшимся положением проявил президент. Бьют тревогу по этому поводу и газеты, и телевидение.
Ещё хуже, чем с учебниками (оказывается, такое возможно), обстоит дело со школьными тетрадями. «Это омерзительно! – справедливо замечает писатель С. Минаев. – Тетрадки кто захотел, тот и напечатал – и с глупостями, и с порнографией, и даже с фашистскими лозунгами». (См.: «Комсомольская правда», 23–30. 08. 07) Там воспроизведены обложки напечатанных в разных городах тетрадей, на которых под соответствующими иллюстрациями красуются такие, например, призывы к ученикам: «Коси и забивай, но меру в этом знай!», «И не сомневайся даже: отдых – кайф, учёба – лажа»; «Лови халяву!» И далее в таком же духе.
Наносит вред системе образования и не утихающий реформаторский зуд. Так, в частности, то и дело звучат предложения – вообще исключить историю и литературу из программ негуманитарных вузов. Проповедники этих убеждений не задумываются над тем, что они обязаны воспитать не просто физическое лицо, а гражданина страны, лицо человеческое!
Сама система рыночных отношений ставит перед просвещением и воспитанием новые проблемы. Восхваление рынка внедряет в юные головы идеи индивидуалистского, эгоистического характера. В первую очередь идею личного обогащения. Между тем со времён Аристотеля известно: «Человек – животное общественное». И расставание индивида с интересами общественными ведёт к его «расчеловечиванию».
Мировой опыт чётко указывает: просвещение, гуманистическая литература, искусство, философия (в том числе религиозная) всегда противостояли расчеловечивающим факторам власти капитала, выполняли необходимую компенсаторную функцию, помогали человеку уберечься от одичания в джунглях рыночных отношений. Трудно назвать имя хотя бы одного классика русской литературы, который не заклеймил бы «тёмное царство» тит титычей, кабаних и прочих «скупых рыцарей» наживы…
Самое время и нам мобилизовать все силы образования, просвещения и воспитания на то, чтобы предотвратить возникновение в нашей стране нового «тёмного царства». Вспомним предупреждение Пушкина: «одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».
Сегодня очевидно, что снижение уровня гуманитарного образования и вытеснение подлинной культуры примитивным шоу-бизнесом приняло глобальный характер. Но не лучше ли вместо повторов об особом пути развития России увидеть особость своего пути в умении сохранять и укреплять свою, традиционно высокую культуру вопреки мощному внешнему воздействию?
Думаю – не ошибусь, предположив, что чувство радости и гордости за свою страну переполняет каждого гражданина, когда для спасения нескольких человек или даже одного человека в воздух поднимаются самолёты, в море выходят корабли, мобилизуются воинские части и милиция, в горы идут спасатели, в больницы спешат доноры, когда для этого не жалеют ни средств, ни усилий. Так не пора ли с таким же энтузиазмом, с такой же энергией, с такой же щедростью и отдачей взяться за спасение достойного уровня просвещения и воспитания наших граждан?! Сигнал S0S, как видно из приведённых выше примеров, звучит с каждым годом всё громче.
Многие педагоги убеждены: замена традиционных способов проверки знаний всевозможными тестами даёт сомнительные результаты. Тем более сами тесты подчас носят абсурдный характер и во многом напоминают примитивные телевизионные викторины. Но результат распространения таких экзаменационных «викторин» в образовании может иметь печальные последствия.
Не будем забывать, что человеческая особь и гражданин – понятия неравнозначные. Поэтому столь же энергично, как демографией, необходимо заниматься и тем, что можно назвать умографией – изучением и сбережением интеллектуального потенциала народа. Это тоже должно стать одним из национальных приоритетов.
Начать можно с малого, но эффективного шага. С введения обязательных для поступающих в вузы любого профиля экзаменов по истории и литературе. Прежде всего отечественной. Без этого все слова о воспитании гражданина-патриота останутся пустым звуком.
И ещё – поменьше реформаторского зуда, побольше уважения к лучшим отечественным традициям просвещения.