XI Международный фестиваль современной драматургии
Восемь дней, с 17 по 24 сентября 2017 года, Иркутск театральный жил насыщенной программой Фестиваля имени Александра Вампилова, который проходит раз в два года.
Праздник знаменовали сразу три 80-летия: Александра Вампилова, Валентина Распутина и Иркутской области. К большому рябиновому костру (спелые гроздья рябины – символ фестиваля) слетелись театральные коллективы дюжины городов отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
В афише были представлены три театра из Москвы, два из Санкт-Петербурга, два театральных коллектива с Камчатки. Значились тут Кемерово и Минусинск, Ташкент и Баянхонгор, Сеул, Порденоне и Гренобль, а также побратим Иркутска – город Канадзава. Зрители могли оценить постановки пьесы Вампилова «Дом окнами в поле» на русском и итальянском языках. Сравнить три версии «Старшего сына»: столичного драмтеатра «Сфера», монгольского театра для детей и молодёжи «Тэмужин» и театральной компании «Бумажный кораблик» из Гренобля. Их вниманию были адресованы также сценические опыты по произведениям Василия Шукшина, Владимира Гуркина, Андрея Платонова, Валентина Распутина, Евгения Замятина. Были представлены молодые авторы – иркутский драматург Олег Малышев и Елена Зорина из Петропавловска-Камчатского. Гости из Южной Кореи и Страны восходящего солнца показали спектакли по произведениям своих соотечественников, окрашенные ярким национальным колоритом.
Иркутская публика с ажиотажным интересом откликнулась на все афишные предложения. В зрительных залах яблоку негде было упасть. Особенно живой и тёплой реакции удостоились посланцы французских Альп. Лицедеи из Гренобля порадовали публику светлой, чистой и лиричной историей о чудаке Сарафанове и двух шалопаях, оставшихся на ночь без крова. Спектакль «Старший сын» родился при дружеском содействии Иркутского драмтеатра. Два года назад охлопковцы радушно встретили постановщика из Гренобля Сириля Грийо и его артистов, помогли проникнуться духом и «буквой» вампиловской пьесы, провести первые репетиции, посетить излюбленные места драматурга. Во Франции Александра Вампилова почти не знают, «Старший сын» альпийских театралов – одна из первых «прививок» сибирского классика на французской сцене.
То же самое можно сказать и об итальянской постановке. Два текста Вампилова – «Листок в альбоме» и «Дом окнами в поле», которые легли в основу постановки «Любовь не перестаёт…» Экспериментальной актёрской школы города Порденоне, впервые были переведены на итальянский язык.
В первый раз участвовал в Вампиловском фестивале Театр эстрады имени Аркадия Райкина из Санкт-Петербурга. Зрительский спрос на «Шуры-Муры» по рассказам Василия Шукшина от молодых воспитанников Юрия Гальцева оказался сумасшедшим.
Больше двадцати лет не выезжал на гастроли Государственный академический русский театр Узбекистана. Встреча с сибиряками стала для его артистов долгожданной радостью. «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова гости из Ташкента показали не только на охлопковской сцене, но и на родине автора в Кутулике.
Завсегдатаями фестиваля являются артисты Камчатки. На вампиловский праздник 2017 года Камчатский театр драмы и комедии привёз спектакль по пьесе нашего земляка Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас», а команда Камчатского отделения СТД – авторскую постановку Елены Зориной «Собаки».
Наши соседи – черемховцы из Драмтеатра им. В.П. Гуркина показали одну из пьес Владимира Павловича «Музыканты». Постановку позволил осуществить федеральный культурный проект помощи театрам малых городов.
Пристальное внимание приковала к себе фестивальная работа Государственного академического театра им. В.Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург) «Прошлым летом в Чулимске». Питерцы остановились на первом варианте драмы Вампилова, который заканчивается самоубийством Валентины.
Настоящим потрясением стал спектакль, который привёз из Минусинского драматического театра режиссёр Алексей Песегов. Его «Колыбельная для Софьи» по повести Евгения Замятина – яркий пример того, как постановка, целиком опирающаяся на «форму», доносит все ключевые смыслы содержания, достигая высочайшего эмоционального градуса. История простой женщины, убившей соперницу в борьбе за своё счастье, почти лишённая текста, построенная на метаморфозах сценического пространства и динамике невербальных пластических состояний героини, отсылала нас и к «Преступлению и наказанию» Достоевского, и к трагической фигуре шекспировской леди Макбет, а может быть, и к античной Медее.
Иркутский академический драматический театра им. Н.П. Охлопкова завершил творческий марафон главной премьерой 2017 года – спектаклем «Прощание с Матёрой». Кто мы и откуда? Куда идём и что проповедуем? Эти насущные вопросы, поставленные Валентином Распутиным, приобретают со временем всё большую остроту.
Куда идёт и что проповедует современный театр? Эти и другие животрепещущие вопросы обсуждались на круглом столе «Традиции Вампилова и современный театр». Эксперты отметили, что, несмотря на погоню многих режиссёров за спецэффектами, пьесы «сибирского Чехова» с их многослойной смысловой начинкой сохраняются в репертуарном активе. Кроме того, как показали итоги II Международного конкурса театрального плаката, выставка которого сопровождала фестиваль, Вампилова ставят и за рубежом: в Иране, Японии, Индонезии. Между тем, по мнению кандидата искусствоведения Натальи Погосовой, ещё не все смыслы и темы в небольшой по объёму, но могучей по звучанию «партитуре» Вампилова достаточно проработаны и ярко явлены на сцене. Нравственно-философский пласт его загадочных текстов, считает театровед, ещё не вскрыт и ждёт своего звёздного часа. Вампилов оставил нам в бытовых на первый взгляд сюжетах вневременные, всечеловеческие откровения. Он сделал предметом эстетического переживания жизнь обитателя провинции. Той провинции, где, по оценке театроведа Алексея Бураченко, сохраняется запас нравственных сил, где возможно в наш «вывихнутый век» появление цельного героя. Статус подлинного классика у Вампилова ещё впереди, говорили исследователи, и его расцвет на российских подмостках только грядёт и предвидится во всём его блеске.
В этой связи Иркутск несёт ответственную и неоценимую миссию, пропагандируя наследие своего знаменитого земляка, высоко неся знамя драматургии, пронизанной гуманистическими идеалами, наделённой мощным воспитательным потенциалом. «Вампиловская константа нашей культуры должна сохраняться», – сказала заместитель главного редактора журнала «Планета Красота» Ольга Игнатюк. Хранителем и блюстителем этой константы выступает Иркутск – мощный культурный центр в самом сердце России, рябиновая столица Вампиловского фестиваля.
Марина Рыбак