Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2013 г.
  4. № 38 (6431) (25.09.2013)

Исчезнувший голос

25 сентября 2013

Когда в твой адрес летят цветастые маргинальные оскорбления, это пустяк. Есть публика, которой социальные сети заменили забор. Когда тебя пытается пнуть какая-нибудь блогерша «Сноба», обозлённая тем, что задели её эстетический идеал, это тоже неважно. Её мозгов хватает лишь на то, чтобы обсудить меню в ресторане. Но когда раздаётся глухая ругань со сцены питерского пен-клуба, где некий патриарх празднует юбилей, ты видишь что-то совсем печальное. Ты понимаешь, что уже никогда не услышишь этот великий голос, который когда-то звучал из либерального лагеря.

Голос, исполненный благородства и глубокого понимания, голос, расставляющий акценты и вдохновляемый тяжкой истиной, умолк. Нет больше этих «ответов», этих высоких и точных отповедей.

Ни одно резонансное эссе, опубликованное на телеполосе за два с половиной года («Щель», «Из котлована», «Германы против Лапшиных», «Под знаменем колбасы», «Танатос и эрос. Истоки войны», «Ледяной трон» и другие), не было оспорено нашими оппонентами. Читатели «Литгазеты» в подавляющем большинстве реагировали бурно и одобрительно, а от былых гуру не последовало ничего, кроме жалкого вульгарного лая. Никто не ответил по существу – не подал знакомого голоса.

Что же случилось? А случилось то, что и должно было: красноречивые «носители истины» пали – как в глазах общества, так и своих собственных. Они стали хамами. «Обратитесь в хамство – гвоздя не выдумаете», – указывал классик. Какой уж там голос.

Сегодня либеральная интеллигенция способна только рекрутировать из себя мракобесов. Она способна лишь упражняться в ситуативной критике власти, которую сама же посадила на шею стране. Это же она кричала: «Лучше бандиты, чем коммунисты», повторяла в упоении за кумиром своим: «Ворюга мне милей, чем кровопийца», – и шла на службу к ворюгам.

Это она выдавала за истину чудовищный примитив, заявляя о том, что деньги и интересы решают всё, что государство должно отпрыгнуть и дать простор, что побеждает сильнейший. Это она поощряла стёб и называла дурость искусством.

Что есть истина? Это сумма правд. Так услышьте чужую правду, если вы интеллигенция, а не та субстанция, про которую писал Ленин. Услышьте правду государства, правду истории, правду стонущего в социальном аду человека.

Им это оказалось не нужно. Обращение в хама было сознательным. Ворюге, которому служили, которого оправдали, и уподобились. И вот теперь хам этот хамит. Он находит утешение в ругани. А тот, у кого сохранились остатки интеллигентности, забился в щель, крутит ветхие кассеты с бардовским лицемерием и молчит в тряпочку. Такая жизнь в смерти, когда даже стихи не пишутся, а выползают из сознания одни некрологи.

Жалкая и ужасная участь. И страш­нее всего то, что правды чужой, неудобной как не надо было, так и не надо. Человек употребляет остатки сил, чтобы от правды этой отбиться. Он впадает в истерику или бросается к ящику скрипучих, осыпающихся кассет, чтобы вызвать видения прошлого.

Психолог скажет: так защищается ядро личности. Но ведь так вчерашний интеллигент защищается и от обретения смысла. Его пугает сложность, работа, труд восхождения. А крепнет в нём лишь холуйский невроз – примкнуть к тому, у кого есть деньги и сила. Унижаться, заискивать, быть полезным. Любыми способами обеспечить посильный комфорт для тела своего и души, отгородившись от всего неприятного, непонятного, и… дожить.

Не к психологу тут нужно обращаться за разъяснениями, а к мистику, который почти наверняка скажет: это состояние души, от которой отлетел дух. Это душа умирающего.

Толстые журналы с громкими именами сегодня не публикуют то, что рискует не понравиться спонсору. Где о былой эпохе и современности написано не то, что одобрено наверху, в золочёном пентхаусе. А как же свобода слова, господа? Чего стоят ваши стенания о советской цензуре? Страх потерять крохи свои и стремление выслужиться – вот что заполняет сознание человека «из бывших», нашедшего способ существования.

Так как в этой гнили и трусости может проявиться, воскреснуть былой, гордый голос? Что он может произнести? Что возьмётся доказывать? Право умереть? О, это модно. Только надо было сразу так и сказать: не либералы мы никакие, а Братство Танатоса и связаны волей к смерти, а не орать про свободу грядущую и райские кущи капитализма.

По будённовкам они молотили священным цепом... По головам они себе молотили. И домолотились до того, что стали по факту мертвы. Сегодня они никому не нужны: ни стране, ни даже спонсору своему компрадорскому, потому что нет драйва. Есть имитация деятельности и фатальный дрейф. Есть картина «Приплыли».

А голоса былого безумно жаль. Часто он вспоминается.

Тэги: Либералы Социальная сеть
Обсудить в группе Telegram

Валерий Рокотов

Автор книг: «Корона шута» (Номинация на «Ру... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почему Россия не Америка

    01.06.2020
  • Пришествие Искинта

    25.12.2013
  • Почему Россия не Америка

    12 голосов
  • Пришествие Искинта

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS