Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Ищите… автора

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

В Московском театре Сатиры режиссёр Андрей Житинкин попробовал совершить «Идеальное убийство»

ИТАР-ТАССЗритель любит детективы. Причём театральный зритель любит их, пожалуй, даже сильнее, чем кино- и тем более телезритель, потому как на сценических подмостках детектив явление весьма и весьма редкое. Так что с жанром Театр Сатиры попал в самую точку. С сюжетом, в общем-то, тоже. Уборщица находит в кабинете труп. Пока она приходит в себя от изумления и дозванивается до полиции, труп ухитряется бесследно исчезнуть. Прибывший на место происшествия инспектор сначала приходит в ярость, а потом закрывает расследование. И если бы не бдительность дамы со шваброй, обнаружившей парочку весьма любопытных улик в самых казалось бы банальных местах, коварному убийце удалось бы довести свой замысел до конца – засадить собственного босса в тюрьму за убийство любовника жены и прибрать к рукам и его жену, и, что ещё важнее, его бизнес.

Вам это что-то отдалённо напоминает? Нет-нет, никакого дежавю у вас нет. Эту историю, скорее всего, вы действительно хотя бы раз в своей жизни уже видели. Мои соседи слева догадались, в чём дело, минут через семь, когда исчезло тело убитого. Соседу справа времени потребовалось чуть больше. Он «прозрел», когда на сцене появился молодцеватый помощник инспектора и принялся разыскивать пропажу, чтобы было что докладывать начальству. Волна радости узнавания катилась по залу медленно, но верно: память услужливо подсказывала фильм Аллы Суриковой «Ищите женщину», снятый в 1982 году по пьесе известного французского драматурга Робера Тома «Цыплёнок и попугаиха», больше известной у нас под названием «История одного убийства». У этой истории в пределах отечественного театра не такая счастливая судьба, как у её «родной сестры» – пьесы «Восемь любящих женщин», успевшей стать бестселлером, но картину крутят по телевидению слишком часто, чтобы не узнать этот головоломный и весьма остроумный сюжет.

Правда, у мсье Тома действие происходило в Париже, а не в Лондоне, и главная героиня была телефонисткой, а не уборщицей. Зато мсье Житинкин обеспечил главным героям супругов, избавив себя тем самым от необходимости развивать лирическую линию между ними, французский юмор заменил английским и прибавил ещё один труп – партнёра босса по бизнесу, который, как выяснилось к финалу, слишком много знал.

В принципе ничего предосудительного в этих трансформациях нет. Пьеса нередко служит драматургу лишь отправной точкой для собственных фантазий. Удивительно другое: на программке спектакля отсутствует даже минимально необходимое в таких случаях «по мотивам». Очень хочется списать эту маленькую досадность на предпремьерную спешку. Особенно если вспомнить, что Андрей Альбертович к вопросам охраны авторских прав относится очень и очень серьёзно, доказательством чего является интервью, которое он не так давно дал нашей газете. Впрочем, не исключено, что он вот таким экстравагантным способом решил привлечь внимание общественности к существующей ныне в российском театре совершенно абсурдной ситуации, когда режиссёр не обладает правом интеллектуальной собственности на им же созданный спектакль (при том, что другие члены авторского коллектива, к примеру, композитор, сценограф, художник по костюмам – на свой вклад в спектакль – партитуру, декорации, костюмы – соответствующим правом обладают).

Однако вернёмся к нашему пропавшему покойнику. Поиски убийцы ведутся азартно и весело. Илья Олейников (инспектор Бакстер) довольно удачно маневрирует между дедуктивными изысканиями и шутками столь милого его сердцу «Городка». Вики Уильямс (Светлана Малюкова) глупа и сексапильна, как и положено барышне из категории «офисного планктона», а Роберт Уэшли (Игорь Лагутин) очарователен и любезен, как настоящий убийца. Но как само расследование движется вперёд исключительно благодаря неуёмно энергичной миссис Пайпер, так и спектакль держится на неподражаемой Ольге Аросевой, которая эту любительницу частного сыска и играет, каким-то непостижимым образом балансируя на грани очаровательной вульгарности (что вы хотите от уборщицы) и шерлокхолмсовской проницательности. Ради неё стоило затевать эти драматургические «прятки». Не секрет ведь, что ярких ролей для актрис такого комического дарования, жизненного и профессионального опыта в мировой драматургии не так уж и много.

Виктория ПЕШКОВА

 

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS