В Минске во второй раз прошли гастроли Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова – одного из старейших в России. Впервые этот коллектив приезжал в белорусскую столицу в марте прошлого года. И это стало возможным благодаря договорённости об обменных гастролях с Белорусским государственным академическим музыкальным театром. Зрительский интерес к творчеству каждого из этих коллективов подтвердил успех этого начинания, которое обещает перерасти в добрую традицию.
Примечательно, что главным режиссёром Смоленского драматического театра уже третий год является известный белорусский режиссёр Виталий Барковский – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат президентской премии «За духовное возрождение», а также победитель и лауреат множества международных фестивалей.
В Смоленске творчество Барковского впервые было представлено в 2008 году на I Международном фестивале «Смоленский ковчег», где был показан его спектакль «Домой» по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой, поставленный на сцене Коласовского театра. Тогда этот спектакль был удостоен Гран-при – высшей награды фестиваля. В том же году на фестивале «Славянские театральные встречи», проходившем в Гомеле, уже сам Барковский за постановку этого спектакля получил награду – «За лучшую режиссуру». В 2009 году в качестве приглашённого режиссёра он поставил на смоленской сцене свой первый спектакль – «Ищу настоящего мужчину», снова – по пьесе Елены Поповой, с которой у него существует давний творческий тандем. А в начале 2010 года становится главным режиссёром Смоленского драматического театра.
И вот уже второй год Виталий Барковский привозит смоленскую труппу в Минск. В прошлый раз в их гастрольной афише было пять спектаклей, в основном русская и зарубежная классика: Гоголь, Чехов, Горький, Шекспир, а также комедия современного американского драматурга Кена Людвига. Вообще репертуар Смоленского драмтеатра обширен и разнообразен, и в этот раз минский зритель увидел три постановки по пьесам Марка Камолетти, Рэя Куни и Елены Поповой.
Спектакль «Ищу настоящего мужчину» – это не комедия и не драма, а, как значится в программке, почти смешная история, и это определение для него важно. «С возрастом я начал отходить от чисто комедийных постановок, – говорит Виталий Михайлович, – и сейчас меня всё больше привлекают в спектакле драматические коллизии. А у Елены Поповой пьесы особенные – «многослойные», и каждый режиссёр раскрывает в них тот срез, который ему самому ближе. Лично мне импонирует звучащая в её произведениях чеховская нота – повышенная чувствительность к внутреннему миру человека и глубокое отношение к явлению под названием «жизнь». Вообще Елена Попова в своём творчестве исследует городского человека в противоречивой и конфликтной среде его обитания и пытается показать тот срез его существования и сознания, который деформирует его душу. Она, конечно, могла бы прямо сказать, когда, где и как это происходит, но её призвание – не ставить диагноз, а показать те побудительные мотивы, которые управляют поведением человека и определяют его жизнь. И в пьесе «Нужен муж для Поэтессы» всё это есть, в ней представлена очень сложная партитура чувств, однако то, что связано с истинными эмоциями, как бы завуалировано, кроется в подсознании персонажей.
– Эту пьесу другие режиссёры ставили в чисто комедийном плане, – отмечает Елена Попова, – а у Барковского спектакль получился не только ностальгически грустным, но и приобрёл философское звучание, в нём явно проступает тема столкновения возвышенного и земного.
Вообще произведения Поповой востребованы не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Они переведены на польский, немецкий, английский, японский языки. И, как отмечает Виталий Барковский, сотрудничество с этим драматургом приносит ему удачу. Действительно, последний его спектакль «Этюды любви» по пьесе Елены Поповой завоевал Гран-при на ІІІ Международном фестивале «Смоленский ковчег», проходившем в апреле нынешнего года, а также приз «За лучшую режиссуру» на XI Международном фестивале «Славянские театральные встречи», проходившем в минувшем году в Гомеле. И минчанам остаётся только надеяться, что в следующий свой приезд Смоленский театр покажет им этот спектакль.