Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Искать способ или причину?

01 января 2007

ГАСТРОЛИ

Апрель для московских театралов был интересен не только сражениями за «Золотую маску»,
но и своеобразным «визитом вежливости» двух украинских театров русской драмы: киевского и одесского

«Наполеон и корсиканка». Киевский театр русской драмы им. Леси УкраинкиУчёные давно установили: всякая живая система, лишённая контакта с внешним миром, рано или поздно начинает давать сбой. Театр – это тоже живая система. И таким контактом для него испокон веку являлись гастроли. Как ни благосклонен свой зритель, нужно хотя бы время от времени вступать в диалог с публикой, настроенной на иные камертоны. Как ни конструктивны свои критики, полезно услышать мнение чужих, зачастую действительно непредвзятых, ибо не принадлежат они ни к хвалителям, ни к хулителям. А общение с коллегами просто необходимо как воздух.
Да, существовавшая прежде гастрольная система сломана, и восстанавливать её пока никто не собирается. Можно скорбеть и сетовать на времена, которые, как известно, не выбирают. А можно – действовать. Тем более что принцип открыт довольно давно: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Михаил Резникович, худрук Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки, и Александр Копайгора, директор Одесского русского драматического театра, именно так и поступают, пуская в ход всё своё обаяние, артистические способности и дипломатические таланты. Как видим – весьма успешно.
«А за окном шумело море». Одесский русский драматический театрКиевляне посвятили свои гастроли (надо сказать, весьма масштабные – в афише пять названий!) памяти выдающегося сценографа Давида Боровского и открыли их спектаклем, ставшим в жизни Давида Львовича последним, – «Дон Кихот. 1938». У этой постановки необычная судьба. С идеей ставить «Дон Кихота» в театр пришёл посол Испании на Украине Хавьер Хиль Каталино, он же обеспечил поддержку своего правительства по части финансов: испанцы уже несколько лет подряд празднуют четырёхсотлетие легендарного романа и вовлекают в этот процесс всех, кому дороги образы благородного идальго и его верного оруженосца.
Михаил Резникович и Давид Боровский отказались от идеи возводить на сцене бутафорскую Ла-Манчу и вместо неё выстроили… квартиру сталинских времён. В качестве «первоисточника» они выбрали не роман Сервантеса, а пьесу Михаила Булгакова, написанную по его мотивам, и вплели в неё строчки из писем и записных книжек самого писателя. Получился рассказ не о Дон Кихоте, а о донкихотстве как о выборе человека, который не может мириться с несправедливостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
Ход интересный, но сложный. И для воплощения, и для восприятия. Переход из ипостаси Сочинителя в ипостась Рыцаря печального образа и обратно давался актёру Юрию Гребельному с трудом. Отсюда печальные провисы в действии, когда казалось, что на сцене, хоть и заполненной до отказа, вообще ничего не происходит. Зато наблюдать за азартной игрой Давида Бабаева (Санчо Панса) было истинным наслаждением.
Впрочем, не исключено, что актёрам в первый день гастролей просто нелегко было обживать чужую для них сцену (тогда это ещё одно «побочное явление» заболевания под названием «острая гастрольная недостаточность»). Потому как на втором спектакле – «Деревья умирают стоя» по знаменитой пьесе Алехандро Касоны – ощущение было такое, что у тех, кто на сцене, и у тех, кто в зале, сердца бьются в унисон. За что низкий поклон Валерии Заклунной (Бабушка) и Юрию Мажуге (сеньор Бальбоа), рядом с которыми молодые актёры даже если и захотели, не смогли бы играть, что называется, в полноги. Глядя на них, искренне верилось, что столь милая нашему сердцу ложь во спасение спасает далеко не всегда. И не всех. Не эта ли мысль руководила Давидом Боровским, когда он «изобретал» для этой постановки гигантский занавес из стеблей бамбука: их и сломать непросто, а согнуть и вовсе невозможно.
В «Бабьем лете» Боровский тоже был предельно лаконичен – задник, «усыпанный» яркими осенними листьями, и стулья в чехлах, одним поворотом превращающие уютную гостиную в тихое кладбище. Никаких признаков «географии», поскольку история, придуманная американским драматургом Айваном Менчеллом, могла произойти где угодно: женщина всегда пойдёт на голос любви, куда бы он её ни позвал.
Спектакль этот совместный, создавался в рамках международного проекта «Украина–Канада–Россия». На двух континентах играют его актрисы из трёх стран: киевлянка Лидия Яремчук, москвичка Екатерина Райкина и живущая ныне в Монреале Анна Варпаховская, дочь замечательного режиссёра Леонида Варпаховского, создавшая там театр его имени. Этому трио удалось приправить классическую мелодраму изрядной долей юмора, не скатившись при этом в скабрёзность. Вдоволь наплакавшись и насмеявшись, публика устроила им овацию. Надо сказать, вполне заслуженную.
Сценография «Наполеона и корсиканки» – лаконичность совсем иного рода. Белёные стены, колченогий стол, пара таких же стульев, какое-то тряпьё… Взяться за эту работу Боровского заставило то обстоятельство, что на острове Св. Елены англичане держали Наполеона в бывшей конюшне (кажется, это единственный исторически достоверный факт в пьесе Иржи Губача). Боровскому был интересен человек, вознесённый на вершину власти и заживо низвергнутый в небытие. А зрителям, особенно тем из них, кто видел «Дон Кихот. 1938», было интересно следить за Давидом Бабаевым. При всей абсурдности сюжета – некая корсиканка тайком является на Святую Елену, чтобы вытребовать у низложенного императора деньги, которые так и не были выплачены её погибшему мужу, – актёр сумел сделать своего героя живым человеком, а не картонным паяцем. Пьеса эта идёт в Киеве сразу в трёх театрах, и тамошняя пресса считает Бабаева лучшим Наполеоном. Что ж, возможно, они и правы.
Последним в обойме было «Насмешливое моё счастье» Л. Малюгина. Невесомую «берёзовую рощу» для него Боровский придумал почти сорок лет назад. Спектакль, в котором блистала Ада Роговцева, шёл с аншлагами восемнадцать лет. В 2003-м его восстановили, но, увы, что-то не срослось. Ни старательно изображающий мудрое лукавство Вячеслав Езепов (актёр Малого театра, приглашённый на роль Чехова), ни пытающаяся быть одновременно озорной и изящной Наталья Доля (Лика) так и не смогли преодолеть стеклянную стену, отделяющую их от их персонажей. Видимо, не всегда можно дважды войти в одну и ту же реку.
Гастроли одесситов своей стремительностью больше походили на высадку десанта: на сцене театрального центра «На Страстном» они сыграли только один спектакль, свою последнюю премьеру – «А за окном шумело море» по пьесе
Е. Гиммельфарба. Спектакль этот – бенефис старейшего актёра театра – народного артиста Украины Семёна Крупника. Актёр, которого не одно поколение зрителей считает воплощением стопроцентного одессита, на самом деле родился в подмосковном Ступине. В родном городе он и отметил накануне премьеры своё 80-летие.
Простую и трогательную историю о старых циркачах, до конца дней хранящих верность своему весёлому ремеслу, поставил московский режиссёр Алексей Литвин. Он, как и двое его коллег – Алексей Гирба и Сергей Голомазов (к слову, нынешний худрук Театра на Малой Бронной), в Одессе не гости. Вот уже почти шесть лет этот триумвират составляет режиссёрскую коллегию Одесского русского драматического театра. Кстати, это наглядный пример эффективного решения ещё одной острой проблемы многих театров – дефицита худруков и главрежей. Причём для украинских театров, играющих спектакли на русском языке, эта проблема ещё более актуальна, чем для их российских собратьев.
«Большие гастроли» киевлян и «блиц» одесситов (большие у них, как выяснилось, уже запланированы) можно просто отнести к событиям завершающегося театрального сезона, а можно попытаться извлечь из них ту самую информацию к размышлениям, которая позволит от размышлений перейти собственно к активным действиям. Не зря же говорят: тот, кто хочет, ищет способ, кто не хочет – причины. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS