Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Искать способ или причину?

Пешкова Виктория Пешкова Виктория — 01 января 2007

ГАСТРОЛИ

Апрель для московских театралов был интересен не только сражениями за «Золотую маску»,
но и своеобразным «визитом вежливости» двух украинских театров русской драмы: киевского и одесского

«Наполеон и корсиканка». Киевский театр русской драмы им. Леси УкраинкиУчёные давно установили: всякая живая система, лишённая контакта с внешним миром, рано или поздно начинает давать сбой. Театр – это тоже живая система. И таким контактом для него испокон веку являлись гастроли. Как ни благосклонен свой зритель, нужно хотя бы время от времени вступать в диалог с публикой, настроенной на иные камертоны. Как ни конструктивны свои критики, полезно услышать мнение чужих, зачастую действительно непредвзятых, ибо не принадлежат они ни к хвалителям, ни к хулителям. А общение с коллегами просто необходимо как воздух.
Да, существовавшая прежде гастрольная система сломана, и восстанавливать её пока никто не собирается. Можно скорбеть и сетовать на времена, которые, как известно, не выбирают. А можно – действовать. Тем более что принцип открыт довольно давно: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Михаил Резникович, худрук Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки, и Александр Копайгора, директор Одесского русского драматического театра, именно так и поступают, пуская в ход всё своё обаяние, артистические способности и дипломатические таланты. Как видим – весьма успешно.
«А за окном шумело море». Одесский русский драматический театрКиевляне посвятили свои гастроли (надо сказать, весьма масштабные – в афише пять названий!) памяти выдающегося сценографа Давида Боровского и открыли их спектаклем, ставшим в жизни Давида Львовича последним, – «Дон Кихот. 1938». У этой постановки необычная судьба. С идеей ставить «Дон Кихота» в театр пришёл посол Испании на Украине Хавьер Хиль Каталино, он же обеспечил поддержку своего правительства по части финансов: испанцы уже несколько лет подряд празднуют четырёхсотлетие легендарного романа и вовлекают в этот процесс всех, кому дороги образы благородного идальго и его верного оруженосца.
Михаил Резникович и Давид Боровский отказались от идеи возводить на сцене бутафорскую Ла-Манчу и вместо неё выстроили… квартиру сталинских времён. В качестве «первоисточника» они выбрали не роман Сервантеса, а пьесу Михаила Булгакова, написанную по его мотивам, и вплели в неё строчки из писем и записных книжек самого писателя. Получился рассказ не о Дон Кихоте, а о донкихотстве как о выборе человека, который не может мириться с несправедливостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
Ход интересный, но сложный. И для воплощения, и для восприятия. Переход из ипостаси Сочинителя в ипостась Рыцаря печального образа и обратно давался актёру Юрию Гребельному с трудом. Отсюда печальные провисы в действии, когда казалось, что на сцене, хоть и заполненной до отказа, вообще ничего не происходит. Зато наблюдать за азартной игрой Давида Бабаева (Санчо Панса) было истинным наслаждением.
Впрочем, не исключено, что актёрам в первый день гастролей просто нелегко было обживать чужую для них сцену (тогда это ещё одно «побочное явление» заболевания под названием «острая гастрольная недостаточность»). Потому как на втором спектакле – «Деревья умирают стоя» по знаменитой пьесе Алехандро Касоны – ощущение было такое, что у тех, кто на сцене, и у тех, кто в зале, сердца бьются в унисон. За что низкий поклон Валерии Заклунной (Бабушка) и Юрию Мажуге (сеньор Бальбоа), рядом с которыми молодые актёры даже если и захотели, не смогли бы играть, что называется, в полноги. Глядя на них, искренне верилось, что столь милая нашему сердцу ложь во спасение спасает далеко не всегда. И не всех. Не эта ли мысль руководила Давидом Боровским, когда он «изобретал» для этой постановки гигантский занавес из стеблей бамбука: их и сломать непросто, а согнуть и вовсе невозможно.
В «Бабьем лете» Боровский тоже был предельно лаконичен – задник, «усыпанный» яркими осенними листьями, и стулья в чехлах, одним поворотом превращающие уютную гостиную в тихое кладбище. Никаких признаков «географии», поскольку история, придуманная американским драматургом Айваном Менчеллом, могла произойти где угодно: женщина всегда пойдёт на голос любви, куда бы он её ни позвал.
Спектакль этот совместный, создавался в рамках международного проекта «Украина–Канада–Россия». На двух континентах играют его актрисы из трёх стран: киевлянка Лидия Яремчук, москвичка Екатерина Райкина и живущая ныне в Монреале Анна Варпаховская, дочь замечательного режиссёра Леонида Варпаховского, создавшая там театр его имени. Этому трио удалось приправить классическую мелодраму изрядной долей юмора, не скатившись при этом в скабрёзность. Вдоволь наплакавшись и насмеявшись, публика устроила им овацию. Надо сказать, вполне заслуженную.
Сценография «Наполеона и корсиканки» – лаконичность совсем иного рода. Белёные стены, колченогий стол, пара таких же стульев, какое-то тряпьё… Взяться за эту работу Боровского заставило то обстоятельство, что на острове Св. Елены англичане держали Наполеона в бывшей конюшне (кажется, это единственный исторически достоверный факт в пьесе Иржи Губача). Боровскому был интересен человек, вознесённый на вершину власти и заживо низвергнутый в небытие. А зрителям, особенно тем из них, кто видел «Дон Кихот. 1938», было интересно следить за Давидом Бабаевым. При всей абсурдности сюжета – некая корсиканка тайком является на Святую Елену, чтобы вытребовать у низложенного императора деньги, которые так и не были выплачены её погибшему мужу, – актёр сумел сделать своего героя живым человеком, а не картонным паяцем. Пьеса эта идёт в Киеве сразу в трёх театрах, и тамошняя пресса считает Бабаева лучшим Наполеоном. Что ж, возможно, они и правы.
Последним в обойме было «Насмешливое моё счастье» Л. Малюгина. Невесомую «берёзовую рощу» для него Боровский придумал почти сорок лет назад. Спектакль, в котором блистала Ада Роговцева, шёл с аншлагами восемнадцать лет. В 2003-м его восстановили, но, увы, что-то не срослось. Ни старательно изображающий мудрое лукавство Вячеслав Езепов (актёр Малого театра, приглашённый на роль Чехова), ни пытающаяся быть одновременно озорной и изящной Наталья Доля (Лика) так и не смогли преодолеть стеклянную стену, отделяющую их от их персонажей. Видимо, не всегда можно дважды войти в одну и ту же реку.
Гастроли одесситов своей стремительностью больше походили на высадку десанта: на сцене театрального центра «На Страстном» они сыграли только один спектакль, свою последнюю премьеру – «А за окном шумело море» по пьесе
Е. Гиммельфарба. Спектакль этот – бенефис старейшего актёра театра – народного артиста Украины Семёна Крупника. Актёр, которого не одно поколение зрителей считает воплощением стопроцентного одессита, на самом деле родился в подмосковном Ступине. В родном городе он и отметил накануне премьеры своё 80-летие.
Простую и трогательную историю о старых циркачах, до конца дней хранящих верность своему весёлому ремеслу, поставил московский режиссёр Алексей Литвин. Он, как и двое его коллег – Алексей Гирба и Сергей Голомазов (к слову, нынешний худрук Театра на Малой Бронной), в Одессе не гости. Вот уже почти шесть лет этот триумвират составляет режиссёрскую коллегию Одесского русского драматического театра. Кстати, это наглядный пример эффективного решения ещё одной острой проблемы многих театров – дефицита худруков и главрежей. Причём для украинских театров, играющих спектакли на русском языке, эта проблема ещё более актуальна, чем для их российских собратьев.
«Большие гастроли» киевлян и «блиц» одесситов (большие у них, как выяснилось, уже запланированы) можно просто отнести к событиям завершающегося театрального сезона, а можно попытаться извлечь из них ту самую информацию к размышлениям, которая позволит от размышлений перейти собственно к активным действиям. Не зря же говорят: тот, кто хочет, ищет способ, кто не хочет – причины. 

Виктория ПЕШКОВА

Виктория Пешкова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты