После просмотра первых двух серий подумалось: «Вот наконец-то мы видим один из немногих в последнее время фильмов с мужским характером: без соплей, женских сюсюканий и значительных искажений».
Правда, мне, нижегородцу, резали глаз неточности облика города, характерного для 30-х годов прошлого века. Выделялись восстановленные башни и стены кремля, хотя их реконструкция началась лишь после Великой Отечественной войны, отсутствовали в кадрах эллинг и водный стадион на Оке, нелепыми были плакаты и лозунги. Да и одутловато-мясистое лицо актёра, игравшего великого лётчика Валерия Чкалова, не внушало доверия. Сохранилось ведь множество фотографий города Горького той славной эпохи, посмотрев которые можно было сделать простенькие декорации.
Но я прощал создателям фильма эти промашки. Ведь главная сюжетная канва биографии создателя судов на подводных крыльях и мощных экранопланов отличалась лаконичностью и точностью. Тут энергичность, сильная воля и смелость главного героя (Артём Быстров) и бронь для закончивших технические институты от «тирана и кровопийцы» Сталина. Могу добавить, что с 1943 года поступившим в вузы также давали бронь, ибо руководство страны думало о её развитии после войны. Тут нечеловеческие тяготы работы на заводах в тылу и создание опытного участка по монтажу быстроходных судов и их испытаниям. Тут верность и крепкая дружба товарищей Алексеева, преодолевающих косность и зависть наркома судостроения Бориса Бутомы, которого очень хорошо сыграл Дмитрий Быковский-Ромашов. Нанятые им «журналюги» утверждали, что подводные крылья будут, словно винт мясорубки, крошить рыб и нагонять огромные волны, разрушающие берега рек. Возьмём Большую российскую энциклопедию. Там Бутома – «один из инициаторов» создания судов на воздушной подушке и на подводных крыльях... О действительном создателе СПК (судов на подводных крыльях) Алексееве всего 17 строчек. Но, как верно заметил один из героев фильма сотруднику КГБ, «об Алексееве будут помнить вечно, а ты и я мелочь».
Точно отмечена в фильме потребность каждого изобретателя и учёного в поддержке властей предержащих. Как в веке XVIII несдержанного на язык и прямого в суждениях Михаила Ломоносова опекал фаворит Елизаветы Петровны граф Шувалов, так и Ростиславу Алексееву оказывал помощь Никита Хрущёв. Пожалуй, эта миссия Хрущёва – одно из его немногих достижений. Кстати, хрущ – это название жукавредителя с пластинчатыми усами (майского жука). Порой поражаешься, какими точными прозвищами, от которых пошли фамилии, награждались народом их носители.
Третья и четвёртая серии – полнейшее разочарование и искажение времени. Это антисоветский шпионский китч с потугами на голливудский триллер. От него несло так, что хотелось зажать нос пальцами и отвернуться от экрана ТВ. Пятидесятилетний зрелый мужчина и умнейший человек Ростислав Алексеев, попавший впервые за границу, в Англию, якобы теряет голову от «красот» забугорья и его женщин. Алексеев представлен глуповатым мальчишкой, не понимающим, куда и зачем он приехал. Хотя я отлично понимал, что это полнейшая глупость и дискредитация выдающегося конструктора экранолётов, которых до сих пор нет нигде в мире, я всё же взял трубку и позвонил дочери Алексеева – Татьяне Ростиславовне.
– Да, Алексеев летал на международный салон в Англии под чужим именем, так как настоящее было засекречено. Много ходил пешком, отчего его охранник уставал и не всегда сопровождал Алексеева, – рассказывала дочь. – Да, отец много фотографировал и привёз громадный фотоматериал, в котором отнюдь нет снимков пошленьких англичанок. Комитетчики никогда не лезли в дела отца: ни при Сталине, ни позже.
Дочь конструктора много лет проработала в ЦКБ под руководством отца, кстати, Татьяна Ростиславовна до сих пор сохраняет верность родному бюро. Она рассказывала обо всём этом сценаристу (Александру Андрееву) и режиссёру (Леониду Пляскину), показывала фототеку, но они не приняли материалы дочери во внимание, сотворив «шпионскую солянку».
– Я вообще не принимаю это кино, опошлившее облик моего отца, и я очень рада, что хоть уважили мою просьбу и из титров фильма убрали мою фамилию как консультанта, – сказала она в заключение.
Прочитал в Сети отзывы на фильм (суть, в основном, такая же, как выше), а одна запись особо привлекла внимание: «Если он был такой гениальный, то где все его изобретения?!» Мне в 1997 году пришлось побывать в Казани. Там вся набережная была заставлена отслужившими срок быстроходными «Ракетами», «Метеорами», «Кометами», ранее сновавшими меж приволжских городов как челноки, перевозя тысячи простых граждан за сущие копейки. Каждый волжанин подтвердит, что это было очень удобно. В «новой» России многое стало невыгодно, в том числе и перевозка людей по воде. Посетите ныне любой волжский город – река почти мертва, никто и ничто по ней не движется. Вспоминается и трагичный август 2000 года, когда затонула подлодка «Курск», и комментарий одного из морских специалистов, отметившего, что если бы не списали экранопланы, то один из них вмиг бы доставил наших моряков к месту крушения и подводники были бы спасены.
После Максима Горького и Валерия Чкалова великий конструктор Ростислав Алексеев для нижегородцев-горьковчан – это «наше всё», почти как Пушкин для России. В центре Сормова, на площади Алексеева, установлен прекрасный памятник Конструктору (архитектор Татьяна Холуёва), индустриальный институт, в котором учился он, носит его имя, как и ЦКБ по СПК, «вспомнившего» разработки Ростислава Алексеева. Построили наконец-то теплоход на подводных крыльях «Валдай-45Р», который хотят запустить на линии Нижний Новгород – Чебоксары.