Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Телеведение Pro & Contra

Искусство мизантропии

«Бруталист» – монументальная картина о непринятии эмигрантов и крахе американской мечты

29 января 2025
Сцена из фильма «Бруталист»

Талантливый фильм, всё в нём сошлось: убедительно исполнивший главную роль Эдриен Броуди, добротный сценарий, грамотная операторская работа, смелые режиссёрские подходы. При этом режиссёр Брэди Корбет не выпячивает себя, мол, сейчас такое покажу, что никто не делал до меня. Всё у него в меру, и более того – с желанием позаимствовать у других. Это не про вторичность, а про узнаваемость.

Тема «свой – чужой» – вечная, близка всем. Понимая это, режиссёр, с одной стороны, решил внести своё, рассказав классическую (пусть и не совсем счастливую) эмигрантскую историю через сложную систему символов, а с другой – заплагиатил классику кино. К примеру, «Пианиста» Романа Полански. Как мне кажется, в своём фильме Корбет осознанно дал вторую жизнь главному герою Полански. «Бруталист» можно условно назвать продолжением «Пианиста»: что было бы, если бы переживший холокост персонаж Эдриена Броуди перебрался после Второй мировой войны в США.

По атмосфере и смыслам фильм мне напомнил талантливый оскароносный нудняк «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Обе картины роднит и тема производства (добыча нефти против проектировки и возведения зданий), и путь к той самой американской мечте: подняться с низов, разбогатеть, оставить после себя что-то значимое. Якобы. Но если в «Нефти» американская мечта находится в зачаточном состоянии, сами герои определяют её границы, то в «Бруталисте» идеал уже сформирован и более того – присвоен себе определённым классом, который и решает, кого впустить в свой успешный кружок, а кого уничтожить.

Персонаж Броуди в «Бруталисте» – талантливый венгерский архитектор еврейского происхождения Ласло Тот. До войны проектировал здания в Европе, был востребован. Кажется, что такого эмигранта ждёт успех в Америке образца второй половины 40 х годов. Якобы местный «плавильный котёл» примет очередного переселенца, при своих достоинствах он будет на первых ролях. Да, но если сможет соблюсти определённые правила. А они просты и циничны: на первом месте – деньги, расчёт, эксплуатация человека человеком. В этом обществе практически нет места искренности, гуманности, терпимости. Нет, никого палкой здесь не бьют, на галеры кнутом не загоняют. Всё происходит ненавязчиво через добродушные маски: тонко, через якобы искреннюю улыбку. Прямолинейность же – удел «понаехавших». И за это здесь их не любят.

Ласло Тот не держит язык за зубами. Он якобы самодостаточен, любой проект ему по плечу. Реализуя свои архитектурные и дизайнерские задумки, он может обогатить любого заказчика. Но… Ласло постоянно втаптывают в грязь, выбрасывают на обочину жизни. Он искренне не понимает, почему его не принимают американцы (как коренные, так и недавно ставшие гражданами США), почему ему, такому большому таланту, приходится каждый раз доказывать, что он достоин хорошей работы, да и просто нормального человеческого

отношения. Думая о том, герой не замечает, как сам свысока смотрит на других. Он груб с проституткой, критикует загибающийся бизнес родственника, не готов прислушиваться к советам бывалых. Он вроде о правде-матке всё, живчик такой, но и с большой дырой в груди. Даже жалок он, якобы ущемлён всеми. Типичный такой лишний человек, ну почти что Чацкий. И да, и нет. Ласло Тот всё-таки холодный шифрующийся хищник. Не хуже тех, кто его пинает. Просто они сильнее. Потому он и кажется жалким лузером.

Здесь стоит упомянуть ещё одного лишнего человека по сюжету, якобы благодетеля Тота – магната Ван Бюрена (Гай Пирс). Миллионер из американских «ревущих двадцатых» кажется неуместным реликтом в послевоенных реалиях США 40 х, а его поведение отдаёт очевидной шизой. Расист, самодур, местный царёк. Имея деньги и власть, Ван Бюрен всё-таки понимает, что очень скоро новое поколение «сильных мира сего» растопчет его, поэтому нужно действовать, доказывать свою состоятельность. Например, влупить в городке, где живут два с половиной человека, неуместный огромный общественный центр, играючи вложить в этот проект миллионы. Конечно, лучше всё доверить человеку со стороны – отщепенцу Ласло, в котором… он видит персонального раба. Последний, проектируя здание в стиле брутализма, не замечает, что фасад центра больше напоминает усыпальницу, крематорий. Это, возможно, замечают другие участники большой стройки, пытаются образумить магната, но тот непреклонен. Ему не важен результат, главнее – владеть талантливым архитектором-эмигрантом. Апогей этого – неприятная, чрезмерно откровенная сцена под конец повествования…

«Бруталист», конечно, снят в западную «повесточку», но без перегибов. Нет тут отталкивающих персонажей для обществ с традиционными ценностями. Зато присутствует простая и больная правда для любого чужака, решившего переехать на ПМЖ в США: Америка – не страна возможностей, а тёплое местечко «для своих». Кто бы и что ни говорил хорошего про эмигрантов, об их вкладе в развитие американского общества, но в реальности переселенцев не ждут, не любят. А коль «понаехали» – крутитесь сами.

Александр Демченко

Другое мнение в статье "Гнилая страна?"

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS